Влияние процессов изменения климата планеты на биоресурсы Мирового океана и рыбное хозяйство

AvatarОпубліковано at 14.04.2020
135 0

Влияние процессов изменения климата планеты на биоресурсы Мирового океана и на рыбное хозяйство

Парижское соглашение Рамочной конвенции  Организация объединённых наций (ООН) об изменении климата (РКИКООН) вступило в силу 5 октября 2016 г. Это соглашение направлено на усиление действий ООН, предпринимаемых на международном уровне по реагированию на изменение климата на планете.

Согласно соглашению страны обязались до конца века удерживать прирост глобальной средней температуры ≤ 2 °С..

Кроме того, соглашение подчёркивает взаимосвязь между реагированием на изменение климата, устойчивым развитием и искоренением нищеты и признает особую уязвимость систем производства продовольствия от негативного воздействия изменения климата.

Парижское соглашение является неотъемлемой частью Повестки дня на период до 2030 года. Оно предполагает, что его стороны представят определяемые на национальном уровне вклады (ОНВ) и через них будут отчитываться о достигнутом прогрессе.

На сегодняшний день рыболовство и аквакультуру включили в перечень приоритетных областей и мер по адаптации к изменению климата более 80 стран

Указанным странами приоритетам в части адаптации к изменяемому климату недостает конкретики и целенаправленности. Это обусловлено недостаточно глубоким пониманием факторов воздействия изменения климата в территориальных и временных масштабах, недостаточным объемом руководящих указаний, целесообразных инструментов адаптации, а также недостатком технического потенциала, необходимого для учета проблематики рыболовства и аквакультуры при разработке определяемые на национальном уровне вклады (ОНВ).

Решение этих вопросов способно обеспечить реализацию эффективных мер по обеспечению максимально широких возможностей и сведению к минимуму негативного воздействия изменения климата.

Чтобы глубже понять взаимосвязь изменения климата и нищеты, ФАО анализирует определяемые на национальном уровне вклады (ОНВ), стремясь выявить взаимодополняющие моменты и расхождения между международным пониманием режима изменения климата и национальными планами реализации в секторе рыболовства и аквакультуры.

Согласно пониманию проблемы, нашедшему отражение в документах МГЭИК и Парижском соглашении, приоритет следует отдавать действиям, учитывающим нужды уязвимых людей, мест и экосистем.

Однако стратегии, предусматривающие конкретные меры по укреплению источников средств существования рыбаков и улучшению среды, в которой они живут и трудятся – схемы социальной защиты, достойная занятость в сельских районах, доступ к услугам и даже особое внимание к гендерной проблематике – нашли отражение лишь в 9 документах из 155 проанализированных.

Это означает, что большая часть ОНВ не охватит бедные и наиболее уязвимые к воздействию изменения климата группы населения (те, которым отдает приоритет Парижское соглашение), занятые в рыболовстве и аквакультуре.

Отсутствие стратегий социального развития может обусловить слабость планов по ОНВ и стать причиной неэффективного использования времени и ресурсов

В пятом докладе по оценке Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) перечислены последствия, оказываемые на водные экосистемы из-за изменения климата.

Существует достаточно полное понимание рисков, которым подвергаются рыболовство и аквакультура. Некоторые морские виды, в меру присущих им мобильности и привязанности к среде обитания, реагируют на изменение климата, перемещаясь ближе к полюсам или в более глубокие воды. Увеличение поглощения океанами двуокиси углерода приводит к закислению воды, что, в свою очередь вызывает опасения в отношении кальцификации (отложение кальция Са) обитающих в природной среде морских организмов, в том числе являющихся объектами марикультуры.

В целом же полного понимания всех аспектов воздействия, которому подвергается экосистема, пока нет. Ожидается, что конкуренция за пресную воду, изменения течений Мирового океана, подъем его уровня и учащение штормов окажут негативное воздействие на рыболовство и аквакультуру и марикультуру.

Ряд ученых опубликовал фактические данные, подтверждающие эту гипотезу. Ожидается, что к 2100 году объем первичной продукции мирового океана, от которой зависит морская пищевая сеть и, конечно, рыба, сократится на 6 %, а в тропических зонах – на 11 %.

Согласно различным моделям прогнозируется, что к 2050 году изменение глобального объёма выловленной рыбы может уменьшиться на 10 %. Определять масштабы изменений будет фактический объем выбросов парниковых газов, причем географическая неоднородность этих изменений будет весьма заметной.

Для многих районов, зависящих от рыболовства, воздействия будут носить негативный характер, однако они принесут и новые возможности для районов с определенными температурами.

В 2019 г. году МГЭИК сделал Специальный доклад об океанах и криосфере в условиях изменения климата. Основное внимание в докладе уделено морским экосистемам и зависящим от них сообществам.

Одновременно ФАО зачитала доклад, который позволит актуализировать результаты ранее проведенного исследования воздействий изменения климата на рыболовство и аквакультуру.

Предпринимаемые усилия подтверждают, что риски и уязвимости в секторе рыболовства и аквакультуры, определяются не только предсказываемыми изменениями физического, химического и биологического характера, но и уязвимостью контекста, в котором они существуют.

Результаты недавнего проекта сопоставления моделей воздействия позволяют сделать вывод, что изменения уловов в мировом рыболовстве могут иметь тот же масштаб, что и изменения в растениеводстве – секторе, который, как многие считают, подвергается воздействию изменения климата в наибольшей мере.

Более того, в 85 % прибрежных стран, охваченных анализом, результаты проекта указывают на сокращение уловов не только в морском, но и рыболовстве во внутренних водах, причем потенциал отдельных стран в части адаптации к изменению климата сильно различается. Такие выводы указывают на важность координации реагирования всех продовольственных систем на изменение климата, что обеспечит максимально широкий спектр возможностей и ослабит негативные воздействия, гарантирует наличие продовольствия и источников средств существования.

 В секторе рыболовства и аквакультуры необходимы меры по обеспечению эффективного руководства, должного управления и сохранения, усилия, направленных на получение за счет торговли максимальных выгод экологического и социального характера, обеспечение более равномерного распределения производства продовольствия, включая соответствующие инновации, и непрерывное развитие менее затратной и оказывающей минимальное воздействие на окружающую среду аквакультуры.

Сегодня с высокой степенью достоверности известно, что изменение климата провоцирует сдвиги в распределении водных биоресурсов и что эта тенденция пиродолжается.

Морские виды раздвигают границы собственных ареалов, как правило, в сторону полюсов, в среднем на 72 км каждые десять лет, а наступление весенних условий в местах их обитания с каждым десятилетием смещается вперед на 4,4 дня.

Объясняется эта тенденция тем, что виды остаются верными своим температурным или связанным с температурой экологическим предпочтениям. Озабоченность вызывает тот факт, что эти сдвиги повлияют на биологические взаимодействия и, как следствие, на функционирование морских экосистем.

Недавно полученные объективные данные говорят о том, что в большинстве случаев биоразнообразия. Исключение составят тропические районы, где ожидается его резкое снижение.

Следует помнить, что модели видового биоразнообразия, в конечном счете, определяются не только изменением температуры, но и множественными факторами локального характера.

По результатам проводимого моделирования можно сделать вывод, что такое смещение продолжится, причем оно не всегда будет предсказуемым. Темп и направление изменения температуры определяют показатель, известный как «быстрота изменения климата».

Этот показатель непостоянен во времени и пространстве. Характер, направление и скорость изменений будут определяться тем, как виды и сообщества будут реагировать на климатические сдвиги, насколько толерантны они будут к изменениям температуры, их зависимостью от конкретных мест обитания, продолжительностью их жизненного цикла и взаимодействиями с другими видами.

Все виды водных биоресурсов ощущают на себе воздействие изменения климата в виде следующих факторов:

  • Изменение растворенного кислорода, вследствие  изменения температурной стратификации (расширение зон по всему Мировому океану).
  • Окисление океанов (рН ≤ 7 и смещается в кислую сторону), отрицательно сказывается на разведении моллюсков.
  • Изменение осадков.
  • Изменение речных стоков.
  • Изменение давления, которое оказывает рыболовство на экосистемы.
  • Расширение зон низкой продуктивности из-за сокращения уловов.
  • Увеличение уловов у высокоширотных границ ихтиоценозов
  • Распределение рыбных запасов и возникновение экономических сбоев и напряженности, связанной с вопросами юрисдикции.
  • Подъем уровня воды в морях, ведущий к изменению береговой линии и ведущий увеличению площадей затопления
  • Смещение запасов крупных пелагических рыб кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает.
  • Деградация коралловых рифов и связанных с ними рыбных запасов.
  • Повышение вероятности апвеллинга в океанах которое сопровождается как правило уменьшением биопродуктивности.­
  • Обесцвечивание и гибель кораллов вследствие потепления (подъём горизонта насыщения арагонитом с ограничением образования биогенного карбоната кальция).
  • Смещение ихтиоценозов к северу, нарастание биомассы рыбы у высокоширотных границ ихтиоценозов.
  • Распространение тропических видов Индийского и Атлантического океанов на Тихий и Южный океаны.

Все эти и другие факторы усложняют прогнозы.

Возникнет необходимость в поиске стратегий, позволяющих как рыбному хозяйству, так видам, которое оно эксплуатирует, спокойно адаптироваться к изменению климата, особенно с учетом их возможного взаимовлияния.

Парижское соглашение впервые определяет глобальную цель по адаптации, заключающуюся в «укреплении адаптационных возможностей, повышении сопротивляемости и снижении так называемой уязвимости к изменениям климата».

Устойчивость к внешним воздействиям определяется как потенциал социальных, экономических и экологических систем в части преодоления опасных событий, тенденций или потрясений

Уязвимость – это предрасположенность к подверженности негативным воздействиям определяет адаптацию как процесс приспособления к текущему или ожидаемому климату и его воздействиям.

В рыболовстве и аквакультуре должны быть разработаны меры по адаптации:

планирование, развитие и управление рыболовством и аквакультурой с учетом динамического характера природных систем и социальных потребностей на фоне изменения климата.„

Адаптация источников средств к существованию. Меры, большей частью реализуемые в частном секторе, включают набор предпринимаемых государственными и частными организациями действий, чаще всего направленных на снижение уязвимости за счет диверсификации стратегий внутри или вне секторов.„

Устойчивость к внешним воздействиям и снижение рисков.

Соответствующие меры включают набор предпринимаемых государственными и частными организациями действий по продвижению систем раннего предупреждения и информационных систем, совершенствованию стратегий снижения рисков (профилактика и обеспечение готовности) и повышению эффективности реагирования на потрясения.

При планировании мер по адаптации необходимо учитывать, как и когда такие меры должны быть реализованы. Необходимо также принимать во внимание возможные компромиссы между настоящим и будущим, риски и возврат инвестиций в адаптацию. Кроме того, усиливающиеся и нестабильные воздействия требуют больших объемов мониторинга и отчетности.

Необходимо проведение объективной оценки максимально широкого спектра воздействий, результаты которой позволят понять преимущества и компромиссы, вытекающие из альтернативных вариантов мер, в сочетании с процессом получения и определения ценности знаний, что сделает дальнейшую работу по адаптации более совершенной.

Управляющие работники рыбной отрасли уже свыклись с изменением климата, однако они не обладают адекватным потенциалом непредсказуемых грядущих изменений.

В частности, страны и группы населения с низкими доходами часто лишены институционального, финансового и технического потенциала, который позволил бы им эффективно адаптироваться к изменению климата.

Исходя из этого, Парижское соглашение настоятельно призывает нарастить объемы финансовой помощи, нацеленной на реализацию мер по адаптации в развивающихся странах.

Рекомендации странам по включению проблематики рыболовства и аквакультуры в национальные планы по адаптации к изменению климата должны включать механизмы, позволяющие расширить средне и долгосрочные планы в области адаптации, которые официально принятые в 2010 г. шестнадцатой Конференцией сторон РКИКООН.

В планах по адаптации к изменению климата должно быть предусмотрено следующее:

  • Институты и управление.
  • Государственная политика.
  • Учет проблематики рыболовства и аквакультуры в политических мерах и планах адаптации регионального, национального и местного уровней.
  • Обеспечение политической поддержки управленческих преобразований.
  • Координация и регулирование на разных уровнях.
  • Правовые вопросы.
  • Механизмы защиты прав владения и пользования и прав доступа.
  • Формирование и построение институциональной среды.
  • Наращивание потенциала институтов в части интеграции научных исследований, управленческих и политических мер.
  • Содействие созданию и поддержанию партнерских отношений между научными и политическими институтами, с тем чтобы масштабы развития научных исследований обеспечивали возможность обосновывать принимаемые решения.
  • Масштабные договоренности между странами о сотрудничестве на институциональном уровне, позволяющие, в случае изменений в распределении видов, нарастить потенциал флотов в части пересечения национальных границ.
  • Планирование и управление.
  • Реализация экосистемных подходов к рыболовству и аквакультуре.
  • Комплексное управление прибрежной зоной (КУПЗ).
  • Гибкие сезонные права.
  • Перераспределение прав между соседними муниципальными образованиями с обеспечением совместной ответственности.
  • Зонирование и размещение объектов с учетом результатов анализа рисков.
  • Временное и пространственное планирование, позволяющее обеспечить восстановление запасов в периоды, когда этому благоприятствует климат.
  • Трансграничное управление запасами, позволяющее учитывать изменения в распределении видов.
  • Планы зонального управления аквакультурой, позволяющие свести к минимуму риски климатического характераИсточники средств к существованию.
  • Внутри сектора.
  • Диверсификация моделей рыболовства и рыбоводства с учетом особенностей эксплуатируемых видов, местоположения районов лова или выращивания и используемых орудий.
  • Совершенствование существующих или внедрение новых технологий и практических методов промысловой обработки и хранения.
  • Повышение качества продукции: экомаркировка, сокращение промысловых потерь.
  • Инвестиции в аквакультуру (грязевой краб, морские водоросли, рыбные садки).
  • Диверсификация рынков и рыбопродуктов, доступ к рынкам более высоких ценностных категорий.
  • Диверсификация источников средств к существованию.
  • Устойчивость к внешним воздействиям и риски.
  • Раннее предупреждение.
  • Система раннего предупреждения и реагирования.
  • Мониторинг тенденций.
  • Своевременное получение информации об ожидаемых изменениях цен и положения на рынках.
  • Прогнозирование экстремальных погодных явлений.
  • Объединение ресурсов и распределение (или перекладывание) рисков.
  • Страхование рисков, сбережения, кредиты, социальная защита.
  • Зонирование в аквакультуре, зональное управление аквакультурой.
  • Безопасность на море и обеспечение остойчивости судов.
  • Эффективное управление природными барьерами, которые выполняют функцию естественной первой линии защиты от сильных штормов и наводнений.
  • Управление прибрежной зоной, обеспечивающее движение рыбы с изменением уровня моря.
  • Социальные гарантии для наиболее уязвимых групп рыбаков.
  • Готовность и реагирование.
  • Документирование и распространение передовой практики сектора.
  • Руководства и комплекты учебных материалов по оценке потребностей на случай стихийных бедствий и по реагированию сектора на стихийные бедствия.
  • Распределение собственности и рисков между членами общины.
  • Оказание услуг страхования.
  • Меры по укреплению социальной сплочённости.
  • Прочее.

ФАО разработала приложение для рыбного хозяйства, а также целевые рекомендации для рыболовства и аквакультуры. В рекомендациях предложены четкие шаги, позволяют учесть особенности отрасли и  поддержать планирование мер по адаптации.

При разработке Планов адаптации к изменяемому климату следует учитывать результаты консультаций с заинтересованными сторонами и принимать во внимание возможное взаимодействие с другими отраслями экономики.

Необходимо производить техническую оценку и документировать  все последствия изменения климата на водные системы, рыболовство, аквакультуру и поддерживаемые ими производственно-сбытовые цепочки.

Интеграционное планирование обеспечивает консолидацию различных вариантов адаптации в рамках политических мер и стратегий и интеграцию их в более широкие процессы. Рекомендации затрагивают вопрос об информации, необходимой для планирования мер по адаптации, и о том, как привлечь внимание к рыболовству и аквакультуре и обеспечить всесторонний учет соответствующей проблематики в национальной политике.

Мониторинг и оценка определят маркеры адаптации рыболовства и аквакультура к изменению климата.

Даже спустя 10 лет после одобрения Комитетом по рыбному хозяйству «Добровольных руководящих принципов обеспечения устойчивого маломасштабного рыболовства» (ММР) в контексте продовольственной безопасности и искоренения бедности правительства, партнеры и заинтересованные стороны демонстрируют неподдельный интерес к маломасштабному рыболовству.

Ряд стран и региональных организаций ссылаются на Добровольные руководящие принципы ММР в собственных политиках и стратегиях, а новые инициативы многих партнеров по развитию все чаще и чётче ориентируются на новые способы решения вопросов, связанных с маломасштабным рыболовством.

Организации гражданского общества продолжают работу по ознакомлению собственных членов – рыбаков и работников рыбной отрасли с этим уникальным международным документом, полностью посвященным маломасштабному рыболовству.

Однако, меняется ли положение на местах, какие перемены происходят в жизни общин, проживающих на берегах морей, рек и озер, как преобразуются источники средств к существованию, от которых эти общины зависят?

Добровольные руководящие принципы ММР строятся на подходе, основанном на правах человека, и рассматривают маломасштабное рыболовство в широкой перспективе, не ограничиваясь лишь вопросами рыболовства и аквакультуры. Они пропагандируют целостный подход к вопросам руководства и управления развитием маломасштабного рыболовства, принимающий в расчет основанные на рыболовстве источники средств существования.

Исходя из этой посылки, Добровольные руководящие принципы ММР охватывают не только ответственное рыболовство и управление, но и ряд других сфер: социальное развитие, рыбопереработку, гендерную политику, риски стихийных бедствий и изменение климата.

Может показаться, что такая сложность способна повлечь за собой определенные проблемы и воспрепятствовать достижению реального прогресса в плане осуществления. Именно поэтому ФАО, надеясь стимулировать изменения на местах, предоставляет рекомендации по претворению их в жизнь. Для этого более 90 ученых, специалистов-практиков и представителей гражданского общества приняли участие в подготовке издания «Осуществление Добровольных руководящих принципов маломасштабного рыболовства в глобальном масштабе».

Ключом к полному и верному пониманию климатических воздействий являются оценки уязвимости, результаты которых делают возможной разработку эффективных мер по адаптации.

Поскольку подходов и методик оценки уязвимости существует множество, на начальном этапе реализации каждого проекта проводится обеспечивающая широкий охват подробная оценка уязвимости на уровне региона, страны, местности или общины, позволяющая выявить районы и общины, которые подвергаются наибольшему риску.

При проведении оценки должным образом учитывается гендерный и возрастной состав населения. На следующем этапе определяются приемлемые меры по адаптации, после чего формируется техническая база для обоснования политических изменений.

Проектные мероприятия, предполагают наращивание потенциала рыбного хозяйства, что должно позволить заинтересованным сторонам самостоятельно оценивать риски, которые изменение климата создаёт для их безопасности и источников средств существования.

Типовой закон о маломасштабном рыболовстве ООН содержит конкретные рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы маломасштабного рыболовства.

Все указанные выше инициативы объединяет признание необходимости в обеспечении лучшего понимания специфических особенностей маломасштабного рыболовства и в развитии потенциала правительственных и неправительственных субъектов.

Важнейшей предпосылкой осуществления «Добровольных руководящих принципов ММР» остается расширение прав и возможностей заинтересованных сторон.

Организациям рыбаков, как и прежде, принадлежит активная роль в деле повышения осведомленности и содействия организационному укреплению. В частности, в 2016–2019 годах организации-члены рабочей группы по рыболовству Международного комитета планирования мер по достижению продовольственного суверенитета (ИПК) организовали несколько национальных и региональных консультативных совещания в поддержку руководящих принципов ММР.

В партнерстве с Фондом развития коренных народов Латинской Америки и Карибского бассейна ФАО ведет работу по развитию потенциала представителей коренных народов; с правительствами и ОСПЕСКА осуществляется работа по использованию принципов ММР в качестве средства расширения прав и возможностей.

Маломасштабная аквакультура также вносит вклад в производство мировой аквакультуры и содействует развитию источников средств существования в сельских районах. Она, обеспечивая бедные сельские общины продовольствием и средствами существования, повышая качество жизни.

Что Украине с этого?

Судя по действиям власти  и чиновникам, занятым своими коррупционными «делишками», пока ничего!!!  Но это как с короновирусом.

 Затянешь решение проблем, связанных с адаптацией к быстро изменяющемуся климату – будет поздно!!!

Да поможет нам Бог!!!

 

Avatar

Мегалодон

Ветеран галузі рибного господарства

Схожий пост

Що робити новому керівництву Держрибагентства для забезпечення сталого розвитку галузі рибного господарства України (Частина 12 – галузева наука)

Створено - 18.05.2020 0
Що робити новому керівництву Держрибагентства для забезпечення сталого розвитку галузі рибного господарства України (Частина 12 – галузева наука) Досягнення сталого…

Обгрунтування необхідності створення географічних інформаційних систем в області екологічного моніторингу водних ресурсів і водних біоресурсів України

Створено - 29.05.2020 0
Обгрунтування необхідності створення географічних інформаційних систем в області  екологічного моніторингу водних ресурсів і водних біоресурсів України Якість і загальний обʼєм…