Конвенція Організації Обєднаних Націй по морському праву”

Опубліковано at 14.04.2020
3508 0

Конвенція Організації Об’єднаних Націй з морського права

Члени Організації Об’єднаних Націй (ООН) 10 грудня 1982 р. (в Монтего-Бей Ямайка) прийняли «Конвенцію по морському праву».

Заключний акт Конвенції був підписаний 119 країнами світу

 – Конвенцію по морському праву підписали 181 країна. Цікаво, чому США і

Згідно статті 320 Конвенції аутентичні тексти мають силу лише англійською, арабською, іспанською, китайською, російською та французькою мовами.Тому в даній статті будемо обговорювати положення «Конвенції по морському праву» в ракурсі використання Світового океану і внутрішніх морів держав на мові оригіналу – російській. Доречи Ратифікація Україною «Конвенції по морському праву» (від 03.06.1999 р., підстава – 728-XIV) теж відбулася на російській мові. . https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/995_057Почему же данная Конвенция так важна для Украины, которая практически утратила статус морской державы? Давайте разбираться!

Конвенция по морскому праву:

  • Руководствовалась стремлением урегулировать в духе взаимопонимания и сотрудничества все вопросы, касающиеся морского права.
  • Сознавала историческое  значение Конвенции как важного вклада  в поддержание мира, справедливости и прогресса для
    всех народов мира.
  • Принимала во   внимание,   что  развитие,  происшедшее  после
    конференций Организации  Объединенных  Наций  по  морскому  праву, состоявшихся  в   Женеве   в   1958   и  1960  годах, подчеркнуло
    необходимость  разработки   новой   общей приемлемой   Конвенции  по морскому праву.
  • Сознавала тесную взаимосвязь  проблем морского пространства и
    необходимость рассматривать их как единое целое.
  • Признавала желательность установления суверенитета всех государств, правового режима для морей и океанов, который способствовал бы международным сообщениям и  содействовал использованию морей и океанов в мирных целях, справедливому и эффективному использованию  их ресурсов,  сохранению  их  живых  ресурсов,  изучению, защите и сохранению морской среды, учитывая  тот   факт,   что   достижение   этих  целей  будет способствовать   установлению    справедливого   и   равноправного международного   экономического   порядка,   при   котором   будут учитываться  интересы   и потребности всего  человечества,  и  в частности особые  интересы  и  потребности развивающихся стран как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, стремясь настоящей Конвенцией развить принципы, предусмотренные в резолюции 2749 (XXV) от 17 декабря 1970 года.

Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций торжественно заявила, среди прочего, что район дна морей и океанов и его недра за пределами действия национальной юрисдикции, а также
его ресурсы  являются  общим  наследием  человечества,  разведка и
разработка которых  осуществляются  на  благо  всего человечества,
независимо от географического положения государств.

Развитие морского  права,   достигнутые   в   настоящей   Конвенции,  будут
способствовать укреплению  мира,  безопасности,  сотрудничества  и
дружественных отношений между всеми государствами в соответствии с
принципами справедливости  и  равноправия,  а  также содействовать
экономическому  и   социальному  прогрессу  всех  народов  мира  в
соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций,
изложенными в ее Уставе.

Конвенция подтвердила,   что   вопросы,   не   регулируемые   настоящей Конвенцией, продолжают  регламентироваться  нормами  и  принципами общего международного права.

Конвенция (ст. 61) регламентирует виды работ по сохранению водных биоресурсов.

Украина, как и любое другое государство обязано:

1. Определять  допустимый улов водных биоресурсов в своей исключительной экономической зоне.2. Обеспечивать путем надлежащих мер сохранение  и   управление водными биоресурсами, чтобы не было их истощения в исключительной (морской).  3. Поддерживать и восстанавливать  популяции  вылавливаемых  видов  на до уровней,  при которых может быть обеспечен максимальный устойчивый
вылов,  определяемый  с  учетом  соответствующих  экологических  и
экономических факторов. 4. Учитывать последствия для видов, которые не вылавливаются, но находятся в пищевой цепочке, в целях поддержания или восстановления популяций.5. Передавать имеющуюся  научную информацию, статистических
данных об уловах, промысловом усилии и других данных, относящихся
к  сохранению  рыбных  запасов в компетентные региональные и международные организации.
Конвенция (ст. 62) регламентирует использование водных биоресурсов  

Украина, как и любое другое государство обязано:

1. Содействовать использованию водных биоресурсов в исключительной экономической зоне на оптимальном уровне без ущерба для популяций.2. Определять свои возможности промысла водных биоресурсов в исключительной  (морской) экономической  зоне.3. Принимать во внимание все факторы,  включая водные биоресурсы данного района   для  своей экономики и национальных интересов.4. Соблюдать меры по сохранению и другие  положения  и  условия,  установленные в законах и правилах данного прибрежного государства.  Эти законы и правила должны быть совместимы  с Конвенцией и могут касаться следующего:    а) лицензирования  рыбаков,  рыболовных судов и оборудования,
включая взимание сборов и другие формы оплаты, которые в отношении
развивающихся  прибрежных   государств  могут  представлять  собой
адекватную компенсацию  в  виде  денежных  средств, оборудования и
технологии, относящихся к рыбной промышленности;     b) определения  видов,   которые   могут   вылавливаться,   и
установления  квот вылова в отношении конкретных запасов или групп
запасов, либо вылова на каждое судно в течение какого-либо периода
времени,  либо  вылова  гражданами  любого  государства  в течение
определенного периода;     с) регулирования  сезонов  и районов рыбного промысла, видов,
размеров и  количества  орудий  лова,  а  также  типов, размеров и
количества рыболовных судов, которые могут быть использованы;     d) установления  возраста  и  размера  рыбы  и  других видов,
которые могут вылавливаться;     е) определения  информации,  требуемой  от  рыболовных судов,
включая статистические  данные  об  уловах и промысловом усилии, а
также сообщения о местонахождении судна;     f) проведения   с  разрешения  и  под  контролем  прибрежного
государства определенных программ рыбохозяйственных исследований и
регулирования  проведения таких исследований,  включая взятие проб
уловов,  использование  проб  и  представление  связанных  с  этим
научных данных;     g) размещения  прибрежным   государством   наблюдателей   или
стажеров на борту таких судов;     h) выгрузки  такими судами всего или какой-либо части улова в
портах прибрежного государства;     i) положений и условий, относящихся к совместным предприятиям
или другим совместным мероприятиям;     j) потребностей  в подготовке персонала и передаче технологии
рыбного промысла,  включая  требования  о  расширении возможностей
прибрежного   государства    по    проведению    рыбохозяйственных
исследований;     k) процедур обеспечения выполнения.5. Уведомлять о законах и правилах по сохранению водных биоресурсов и управлению ими.
Конвенция (ст. 63) регулирует действия государств относительно запасов, встречающиеся в исключительных экономических зонах двух или более прибрежных государств, либо в исключительной экономической зоне или в районе, находящемся за ее пределами и прилегающем к ней
Конвенция (ст. 64) регулирует действия государств относительно запасов далеко мигрирующих рыб таких рыб как:
     1. Длинноперый тунец: Thunnus alalunga.     2. Обыкновенный тунец: Thunnus thynnus.     3. Большеглазый тунец: Thunnus obesus.     4. Полосатый тунец: Katsuwonus pelamis.     5. Желтоперый тунец: Thunnus albacares.     6. Черноперый тунец: Thunnus atlanticus.     7. Малый тунец: Euthynnus alletteratus; Euthynnus affinis.     8. Южный обыкновенный тунец: Thunnus maccoyii.     9. Макрелевый тунец: Auxis thazard; Auxis rochei.     10. Морской лещ: семейство Bramidae.     11. Марлин:  Tetrapturus  angustirostris; Tetrapturus belone;
Tetrapturus pfluegeri;  Tetrapturus  albidus;  Tetrapturus  audax;
Tetrapturus  georgei;  Makaira  mazara;  Makaira  indica;  Macaira
nigricans.     12.  Рыба-парусник:   Istiophorus   platypterus;  Istiophorus
albicans.     13. Меч-рыба: Xiphias gladius.     14. Сайра:  Scomberesox  saurus;  Cololabis  saira; Cololabis
adocetus; Scomberesox saurus scombroides.     15. Корифена: Coryphaena hippurus; Coryphaena equiselis.     16. Океанская  акула:  Hexanchus griseus; Cetorhinus maximus;
семейство Alopiidae;  Rhincodon  typus;  семейство Carcharhinidae;
семейство Sphyrnidae; семейство Isurida.     17. Китообразные  (киты  и дельфины): семейство Physeteridae;
семейство   Balaenopteridae;   семейство   Balaenidae;   семейство
Eschrichtiidae;  семейство   Monodontidae;   семейство  Ziphiidae;
семейство Delphinidae.

Конвенция (ст.ст. 66-67) регулирует действия государств относительно анадромных и катадромных видов.

Украина как государство обязано:

1. Нести персональную ответственность перед ООН  за сохранность анадромных (осетровые и лососевые)  и катадромных видов (угорь). 2. Обеспечивать их сохранение путем принятия соответствующих  мер  по
регулированию  рыбного промысла во всех водах к берегу от внешних
границ своей исключительной экономической зоны и рыбного промысла.
Конвенция (ст.192) обязывает все государства защищать и сохранять морскую среду.

Конвенция (ст.116) закрепляет за государствами право промысла рыбы в открытом море (одно из важнейших норм Конвенции по морскому праву, дающее Украине надежду на возрождение её рыбопромыслового флота).
Конвенция (ст.117) обязывает все государства принимать по отношению к своим гражданам меры в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов Мирового океана.
Конвенция (ст.119) обязывает все государства принимать все возможные меры для сохранности водных биоресурсов мирового океана.

Конвенция (ст.194) обязывает все государства принимать меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем           загрязнения морской среды.
Выводы.

  1. Всё мировое сообщество и Украина в частности получило в руки мощнейший законодательный инструмент международного уровня для развития своей экономики, которая в той или иной степени зависим от морских и океанических ресурсов.
  2. В ракурсе развития отрасли рыбного хозяйства Украины, особенно её океанического рыбопромыслового флота, самое главное то, что данный документ даёт законное право Украине на часть биоресурсов Мирового океана, Имея сырьевую базу, которую гарантирует Мировое сообщество, можно начинать проектировать свой рыбопромысловый флот.
  3. См.статью «Обґрунтування необхідності прийняття Закону України “Про відновлення рибопромислового флоту України до 2050 р.»

 http://fishindustry.com.ua/obgruntuvannya-neobxidnosti-prijnyattya-zakonu-ukra%d1%97ni-pro-vidnovlennya-ribopromislovogo-flotu-ukra%d1%97ni-do-2050-r/

  1. В части сохранности анадромных видов рыб Украина обязана принять все возможные меры к их восстановлению. См. статтю «Обґрунтування необхідності написання Закону України “Про збереження осетрових видів риб» http://fishindustry.com.ua/obgruntuvannya-neobxidnosti-napisannya-zakonu-ukra%d1%97ni-pro-zberezhennya-osetrovix-vidiv-rib/

Мегалодон

Ветеран галузі рибного господарства

Схожий пост

Обгрунтування необхідності написання Закону України “Про збереження осетрових видів риб”

Створено - 12.04.2020 0
Обґрунтування необхідності написання Закону України «Про збереження осетрових видів риб» Як відомо Україна як держава в Ріо-де-Жанейро (червень 1992 р.)…

Проєкт модернізації галузі рибного господарства України до 2030 р. (ідеологічні засади) (Частина 3)

Створено - 17.10.2023 0
Парадигми  модернізації галузі рибного господарства України до 2030 р.  Організаційна структура галузі  Проєкт модернізації рибного господарства України  (концепція) розроблений як основний…

Створення рибогосподарських об”єднань на великих водоймах України

Створено - 17.05.2020 0
Створення рибогосподарських  об’єднань на великих водоймах України Теоретичне обґрунтування  необхідності створення Провести аналіз стану рибного господарства на великих водоймах в…

Проєкт модернізації галузі рибного господарства України до 2030 р. (ідеологічні засади) (Частина 4)

Створено - 17.10.2023 0
Основним критерієм інвестиційної привабливості підприємств рибного господарства України для нового типу стратегічних інвесторів – є спроможність підприємств галузі отримувати в перспективі значні прибутки…