Истоки развала отрасли рыбного хозяйства Украины

AvatarОпубліковано at 24.03.2019
199 0

Истоки развала отрасли рыбного хозяйства Украины

Деградация отрасли рыбного хозяйства Украины обусловлена сочетанием ряда неблагоприятных факторов. При СССР основным приоритетом руководителей страны и отрасли считали развитие океанического рыболовства. Именно под выполнение этой задачи была выстроена вся система организации и управления рыбохозяйственным комплексом.

На развитие рыбопромышленного флота в советские времена средства выделяли по потребности. Более того, само собой разумеющимся считали необходимость ежегодных дотаций на покрытие разницы между фактическими затратами на добычу, переработку, транспортировку и реализацию рыбопродукции и установленными на нее низкими розничными ценами.

Во что же это обходилось государству, и кто тогда думал об экономике? Речь шла примерно о 5 млрд. советских рублей ежегодных затрат при средней зарплате 120 рублей в базарный день.

Вероятно, позицию высших партийных руководителей о целесообразности направленного развития океанического рыболовства искренне поддерживали тогдашние лидеры отечественной рыбохозяйственной науки.

Не исключено, что ориентация на увеличение добычи гидробионтов естественного происхождения отчасти была связана с надеждами на более значительные приросты объемов мирового вылова.

Исходя из тенденций, проявившихся до середины 80-х годов XX столетия, учёные СССР довольно точно смоги оценить перспективы наращивания объемов продукции аквакультуры к началу 21-го века (до 65 млн. тонн/год). Однако прогнозы на увеличение общих объемов мировой добычи свободно живущих водных биоресурсов до 300 млн. тонн/год, как теперь уже стало ясно, не оправдались.

Возможно, они не ошиблись, но я думаю, что они просто врали. А врали они потому, что маховик строительства рыбопромыслового флота СССР был раскручен по максимуму. Остановить его какими-то теоретическими прогнозами на 25-30 лет, при таких же сроках эксплуатации судов – это было для учёных равносильно политическому самоубийству.

То есть развивали рыбопромысловый флот, который не имел перспектив развития из-за ограничения Обще допустимого улова (ОДУ) водных биоресурсов Мирового океана в пределах не 300 млн. тонн/год (как прогнозировала советская наука), а всего лишь 90 млн. тонн/год (и этих миллионах Украины практически уже нет).

 Спрогнозированные соотношения перспективных объемов добычи водных биоресурсов естественного происхождения и разводимых в аквакультуре не позволили обратить должное внимание на аквакультуру и марикультуру.

Это нужно было как раз в тот период времени, когда начали отчетливо проявляться общемировые тенденции ускоренного развития именно этого направления, а украинский рыбопромысловый флот (230 океанических судов) загадочным образом за несколько лет исчез из фондов Держмайна.

 

Одной из причин просчётов, оказалось инерционное мышление руководителей отрасли, привыкших к воплощению дорогостоящих долгоиграющих проектов.

Рыбородукции товарных рыбохозяйственных предприятий, не придавали особого значения, поскольку она составляла всего лишь 15 %  общего объёма производства отрасли (отечественный океанический промысел давал остальные 85 %).

Другой причиной, отвлекшей внимание от аквакультуры, послужили политические и экономические преобразования, начавшиеся в нашей стране во второй половине 90-х годов. В процессе приватизация отрасли рыбного  хозяйства Украины правительство сконцентрировала основное внимание на дележе производственных фондов областных рыбокомбинатов.

В результате варварских манипуляций стройные полносистемные рыбохозяйственные предприятия были грубо расчленены и розданы аферистам, имеющим доступ к кормушке.

Произошедший передел отрасли рыбного хозяйства предопределил второстепенную роль всех вопросов, связанных с аквакультурой. Относительно недорогие и менее привлекательные товарные хозяйства, традиционно специализировавшиеся на выращивании карповых и растительноядных рыб, постепенно прибрали к рукам новые частные хозяева.

Более подробно о причинах развала отрасли рыбного хозяйства Украины читайте в статье «Як же структурно перебудувати галузь рибного господарства України».

Сейчас встаёт вопрос о том, почему в стране, обладавшей колоссальной научной базой в области аквакультуры полученные разработки не находили и не находят практического применения. Вся рыбохозяйственная наука лежит на лопатках и дата окончательного развала уже видна на горизонте.

 

Причина такого положения – полное отсутствие интереса правительства Украины к развитию аквакультуры и отсюда отсутствие государственной поддержки и науки  и рыбохозяйственных предприятий.

Сегодня многие наши коллеги, будучи невостребованными в своем отечестве, помогают развивать товарное выращивание в других странах, вышедших на первые позиции в мировой аквакультуре (Китай, Вьетнам, США и другие).

Существенным недостаток современного традиционного рыболовства – это высочайшая конкуренция за право доступа к добыче сырьевых биоресурсов Мирового океана. Украина свои позиции за годы независимости полностью сдала…

Понятно, что развитие аквакультуры стимулировало бы развитие смежных направлений деятельности: производство кормов, лекарственных средств, удобрений, оборудования, плавсредств, инвентаря, спецодежды, спецтранспорта, научных исследований и другого.

Кстати, затраты на создание и обеспечение деятельности аквакультурных предприятий более низкие, чем те, которые требуются для постройки современных рыбопромысловых судов. Существенно ниже и риски, связанные с осуществлением этой формы деятельности, по сравнению с промышленным рыболовством.

Давайте разберём эту ситуацию на примере строительства и эксплуатации рыбопромысловой океанической эскадры и вложения тех же средств в отечественную аквакультуру и марикультуру. При  этом сравним преимущества и социально-экономические последствия обоих направлений отрасли.

Вариант развития океанического рыбопромыслового флота Украины. Для постройки океанической рыбопромысловой эскадры, которая способна восстановить былую мощь рыбопромыслового флота потребуется примерно 2 млрд. $ и минимум 10 лет безудержной суеты.

Если мы сможем пробить в Международных рыболовных организациях квоты для Украины в объёмах, обеспечивающих бесперебойную работу рыбопромыслового флота, то общая добыча будет восстановлена на уровне 800 тыс. тонн/год.

Параллельно с заказами на строительство современных судов будут стимулированы и другие смежные отрасли: металлургия, фабрики сетематериалов, заводы вспомогательного судового оборудования и прочие. Также рыбоперерабатывающая промышленность на гарантированной сырьевой базе сможет быстро развиваться. Благодаря такому подходу будут созданы тысячи новых рабочих мест, восстановятся судостроительные города Украины, в первую очередь Николаев, судостроительная промышленность которого практически умерла, а кадры разбежались и работают по всему миру.

Вариант развития аквакультуры и марикультуры, которые наиболее рельефно проявляются при двух основных условиях:

  1. Страна находится в особо благоприятных климатических условиях, имеет достаточное количество рыбохозяйственных водоёмов и в ней избыток относительно дешевой и квалифицированной рабочей силы (это как минимум).
  2. Государство целенаправленно создает предпосылки и условия, благоприятствующие преимущественному развитию аквакультуры и марикультуры.

Понятно, что наилучший результат возникает в том случае, когда присутствуют оба условия.

Большинство территории Украины расположено в природных зонах, не особенно благоприятствующих товарному выращиванию теплолюбивых гидробионтов. С другой стороны нет условий для выращивания сиговых, лососевых и прочих северных рыб (нет условий для промыслового выращивания этих видов рыб в крупных водоёмах).

Тем не менее, существует достаточно большое количество вполне обширных районов, в которых развитие аквакультуры вполне может быть перспективным.

Марикультура в Украине стоит на уровне ниже дна моря, так как законодательство страны намертво сковало любые попытки продвижения вперёд. Как бы закон разрешает – не запрещает, но получить часть морской акватории законным способом НЕЛЬЗЯ!!! Нет ни одного примера оформления, я имею в виду законного. Что себе думает Министерство аграрной политики Украины, которое должно по закону определять рыбохозяйственную политику? Да, именно оно, а не Держрибагентство, которое является лишь проводником этой, вернее сказать отсутствующей рыбохозяйственной политики.

Жёстко!!! Пишу, а Душе взрыв брани… Когда наконец-то придут к власти профессионалы рыбного дела? А откуда им вообще взяться этим профессионалам? Все годы независимости у подрастающего поколения рыбников формировалось извращённое мировоззрение «хапуг», «деловаров» и прочей нечисти, у которых напрочь отсутствуют понятия о чести, о необходимости двигаться по пути развития и совершенствоваться, познавая премудрости сложной профессии. Вместо этого в глазах как назойливая катаракта отпечатывались лишь бабло в виде $-$-$…

В Украине на данный момент отсутствуют структуры, способные обеспечить на практике рыбоводное, ветеринарное, юридическое, экономическое и прочее сопровождение развития аквакультуры и марикультуры. Сегодня многие предприниматели, принципиально готовые заниматься товарным выращиванием гидробионтов, прежде всего, сталкиваются именно с этой проблемой.

Невозможно подобрать необходимых специалистов для данного вида деятельности. Некуда обратиться с проблемами развития. Поэтому многие потенциальные инвесторы, которые могли бы уже сейчас вкладывать значительные средства в отечественную аквакультуру и марикультуру, весьма сдержанно относятся к проектам, начинаемым с “нуля“, одновременно демонстрируя большое желание покупать уже готовый бизнес.

Проблема заключается в значительном разрыве между современными научными разработками и их практическим применением. Большинство товарных хозяйств Украины опираются на экстенсивные, устаревшие способы выращивания гидробионтов. Отсюда крайне низкие средние экономические показатели деятельности этого сектора рыбного хозяйства, его инвестиционная непривлекательность.

Для развития аквакультуры и марикультуры в Украине необходима структура, обеспечивающая практическое взаимодействие между хозяйствующими субъектами, исполнительными органами государственной власти и научными предприятиями. Сегодня очевиден целый комплекс проблем, связанных с решением вопросов по координации работы товарных хозяйств, подготовке необходимой документации, внедрению существующих научных разработок, подбору партнеров для решения тех или иных практических задач, сопровождению работы предприятий на всех этапах их деятельности.

Таким центром может и должно стать ДП «Укррыба». В рамках такого единого центра следует обеспечивать решение следующих задач:

1) Обеспечение и сопровождение всех научных, проектных и юридических проектов в области аквакультуры и марикультуры.

2) Формирование межрегиональных связей между предприятиями аквакультуры и марикультуры в поиске инвесторов, проявляющих интерес в области товарного рыбоводства.

3) Подготовка предложений по разработке нормативной правовой документации, регламентирующей работу рыбоводных предприятий и государственных программ в области аквакультуры.

4) Проведение маркетинговых исследований, анализа рынка рыбопродукции, исследования экономической эффективности хозяйственной деятельности предприятий аквакультуры и марикультуры.

5) Помощь  консультативная и методическая предпринимателям, бизнес-структурам, учреждениям и организациям в развитии товарного рыбоводства и создании товарных хозяйств.

6) Обеспечение мониторинга санитарно-эпидемиологического состояния рыбоводных хозяйств, борьба с возможными эпизоотиями, контроль содержания тяжелых металлов, исследования качества воды, экологический мониторинг (продукция рыбоводства должна быть безопасной для потребителя).

7) Взятие в аренду участков акваторий моря для развития марикультуры для последующей аренды их хозяйствам марикультуры.

Итак, мы вкладываем в аквакультуру и марикультуру Украины теоретически те же 2 млрд. $ в течении 10 лет.  Что же мы в конечном итоге получаем?  Воровство бюджета исключаем в обоих случаях.

Сложные подсчёты различных специалистов Центра развития рыбного хозяйства Украины показывают примерно одинаковые показатели двух направлений: развития флота и развития аквакультуры и марикультуры в Украине при 10 летнем цикле.

Какой же путь Украине стоит выбрать?

Оба, одновременно. Только так! Нельзя терять международные океанические квоты на биоресурсы Мирового океана. Борьба в этом секторе будет ожесточённая и с каждым годом усиливаться.

В то же время развитие аквакультуры и марикультуры в Украине обеспечит продовольственную безопасность и независимость в секторе рыбопродукции, снизит социальную напряжённость, повысит рыбохозяйственный потенциал водоёмов при одновременном улучшении их экологических параметров, подтянет смежные отрасли экономики, в первую очередь сельское хозяйство.

А пока необходимо убеждать правительство и ВРУ работать над законодательным обеспечением процесса реанимации отрасли рыбного хозяйства Украины и её бурным стремительным развитием.

Avatar

Мегалодон

Ветеран галузі рибного господарства

Схожий пост

Що робити новому керівництву Держрибагентства для забезпечення сталого розвитку галузі рибного господарства України (Частина 9 – різноманіття водних біоресурсів)

Створено - 18.05.2020 0
Що робити новому керівництву Держрибагентства для забезпечення сталого розвитку галузі рибного господарства України (Частина 9 – різноманіття водних біоресурсів) Новому…

Обгрунтування необхідності створення географічних інформаційних систем в області екологічного моніторингу водних ресурсів і водних біоресурсів України

Створено - 29.05.2020 0
Обгрунтування необхідності створення географічних інформаційних систем в області  екологічного моніторингу водних ресурсів і водних біоресурсів України Якість і загальний обʼєм…

Проблемы сохранности осетровых видов рыб Северо-западной части Чёрного моря

Створено - 27.04.2020 0
Проблемы сохранности осетровых видов рыб Северо-западной части Чёрного моря При проектировании ДУ «Виробничо-експериментальний дніпровський осетровий рибовідтворювальний завод ім. академіка С.Т.…

Проект створення Державної холдингової компанії (ДХК) “Риба Украни” на базі державних підприємств і бюджетних установ Держрибагентства

Створено - 24.05.2020 0
Проект створення Державної холдингової компанії (ДХК) «Риба України» на базі державних підприємств та бюджетних установ Держрибагентства Обґрунтування доцільності створення ДХК…