Как сдвинуть с мёртвой точки марикультуру в Украине

AvatarОпубліковано at 28.03.2019
597 0

 

Как сдвинуть с мёртвой точки марикультуру в Украине

«Стратегия развития отрасли рыбного хозяйства Украины до 2023 г.» предусматривает увеличение производства рыбопродукции в несколько раз. За счёт чего? Очевидно, будут расписывать это увеличение, опираясь на возможность вывода части производства рыбопродукции из тени…

Да!!! Но это – не увеличение производства. Это статистика. Увеличение объёмов производства должно быть объективным и опираться как на увеличение количества рыбохозяйственных предприятий, так и на увеличение объёмов их производства.

Если континентальные водоёмы с горем пополам как-то осваиваются, то марикультура вообще в Украине отсутствует как таковая. А ведь это те возможности, реализовав которые, Украина может восполнить свои потребности в рыбопродукции.

Итак, рассмотрим, как же сдвинуть с места груз проблем, связанных с развитием марикультуры в Украине?

Я вижу только один оптимальный путь, который потребует:

  1. Коррекции и дополнения к Закону Украины «Про аквакультуру» в части марикультуры, где о ней ничего практически не сказано, так как при его разработке вопросы марикультуры не рассматривались как таковые (как, впрочем, и сейчас).
  2. Обязать ГП «Укррыба» Постановлением Кабинета Министров Украины (КМУ) провести отбор и согласование всех морских участков, пригодных для марикультуры с Министерством экологии и природных ресурсов Украины, Министерством инфраструктуры, местными органами самоуправления и так далее.
  3. Изыскать напротив морских рыбоводных участков земельные участки на континенте для обслуживания морского хозяйства.
  4. Изыскать средства на проведение научных работ по теме изучения пригодности морских участков для марикультуры.
  5. Разработать специальную «Методику», определяющую и регламентирующую рыбохозяйственную деятельность на рыбоводных участках.

В границах рыбоводных участков объем, видовой состав объектов марикультуры, подлежащих выращиванию, выпуску в море и изъятию из моря, должны определяться в соответствии со специальной Методикой.

Данную Методику должно разработать и утвердить Министерство аграрной политики и продовольствия Украины.

Однако, такой методики у нас пока нет!

Чтобы определить видовой состав объектов марикультуры, необходимо использовать показатели химического состава воды, солёности, температуры, параметры течения, варианты заморов в лиманах? выброс сероводорода 2S) на побережье Чёрного моря и так далее хотя бы за последнее десятилетие.

На практике определение видового состава объектов марикультуры по Методике  для конкретного участка требует дополнительного изучения.

Мало того, необходимо, чтобы эта Методика учитывала и регион размещения хозяйств марикультуры. Так, например, лиманы северной части Чёрного моря  имеют разную солёность (15÷30 ‰), а отсюда должны вытекать и рекомендации по видовому составу. Для исключения всяческих ошибок на стадии разработки проектов для марихозяйств, необходимо разработать перечень видов, подлежащих выращиванию в данном регионе. К примеру, нельзя рекомендовать выращивание моллюсков (фильтраторов воды) хозяйствам, расположенным вблизи морских портов, городов, предприятий, которые оказывают негативное воздействие на состав морской воды вблизи марихозяйств.

В Методике должен присутствовать полный перечень видов рыб, моллюском, ракообразных, водорослей, пригодных для выращивания. Именно максимально расширенный перечень видового состава с предполагаемыми расчётами эффективности ведения бизнеса, может заинтересовать потенциальных инвесторов. Для исключения возможности возникновения необоснованных административных барьеров для выращивания новых и перспективных объектов аквакультуры, в договоре пользования рыбоводным морским участком необходимо предусмотреть указание не только видов, определенных согласно Методике, но добавить также слова «… и иные объекты марикультуры». Методика должна предполагать возможность быстрого введения дополнений и изменений в приложения, чтобы даже теоретически не задерживать развитие марикультуры.

Подбор участков для культивирования гидробионтов должен осуществляться также с учетом сочетания марикультуры и других видов хозяйственной деятельности. Согласования должны быть проведены с учётом прибрежного рыболовства, судоходства, рекреационной деятельности, охраняемых природных территорий и так далее.  

При этом надо учитывать, что развитие марикультуры возможно только на участках, удаленных от зон загрязнения, крупных пресноводных водотоков..  В связи с этим подбор акватории для создания новых хозяйств марикультуры представляет собой комплексную задачу.  

На начальном этапе работ целесообразно предварительное выделение участков прибрежья, перспективных для культивирования гидробионтов.

Для оценки эффективности организации работ на рыбоводном участке необходимо получить полную информацию о его местоположении, площади участка, гидрологических, экологических и прочих условиях, о видовом составе видов, обитающих в его пределах. Необходимо учитывать, что прибрежные морские участки характеризуются значительной вариабельностью условий – даже в пределах относительно небольшого лимана могут сочетаться участки с различной степенью защищенности, гидродинамикой, особенностями рельефа и так далее. Поэтому гарантировать достижение показателей марикультуры, устанавливаемых нормативными документами, практически невозможно.  

Чтобы определить, какой объем можно выращивать на конкретном участке, при его формировании необходимо провести предварительное обследование, включая гидрологические исследования и водолазную гидробиологическую съемку для получения данных. 

Но ничего этого действующее украинское законодательство не предусматривает. Такую работу могут провести профильные рыбохозяйственные институты, но здесь возникает вопрос об источнике финансирования, поскольку бюджетное финансирование не предусмотрено, а для потенциального инвестора такие расходы могут стать непосильной ношей.

Без проведения таких исследований данные о потенциальной продуктивности участков будут недостоверными, что чревато возникновением ситуаций, при которых пользователь, вложивший значительные средства в развитие проекта и создающий новые рабочие места, может столкнуться с угрозой неэффективности своего бизнеса.  

К сожалению, в настоящее время потенциальные инвесторы, заинтересованные в приобретении права пользования рыбоводным участком, и планирующие участвовать в аукционе, могут рассчитывать только на получение информации о границах рыбоводного участка и об объеме и видовом составе объектов аквакультуры, подлежащих разведению. 

Оценить будущую эффективность работы исходя из продуктивности участка они не могут в силу отсутствия данных и потому будут вынуждены действовать на свой страх и риск.

Преодолев все трудности, сопряженные с выбором вида для разведения и определением перспективного для этого участка, инвестор сталкнётся с новой задачей, решение которой также таит в себе немало проблем. Речь идет о собственно получении рыбоводного участка.   

В условиях отсутствия государственного финансирования работ по формированию участков, они должны быть проведены будущим пользователем, который за свой счет осуществит все работы по определению границ участка и так далее.

Здесь возникнет немало проблем, связанных с рисками того, что претендент на получение права пользования рыбоводным участком, вложивший собственные средства в работу по определению его границ, может проиграть другому претенденту, который фактически воспользуется результатами чужого труда без каких-либо лишних затрат. Это недопустимо, поэтому перед конкурсом должны быть разработаны условия, предусматривающие компенсации за счёт выигравшего претендента.

Недопустимым должно быть и то, что добросовестный пользователь, вложивший значительные средства в развитие своего хозяйства марикультуры, столкнется с невозможностью выращивания такого объёма рыбопродукции (по разным причинам), который будет записан в Методике. При этом над ним нависнет угроза расторжения договора. Методика должна предусматривать вероятность такой негативного явления с возможностью гибко её исправлять. С одной стороны должна проводиться коррекция нормативных показателей продуктивности, с другой – возможность оказания методической помощи государством.

Вновь созданные компании, желающие начать бизнес в сфере марикультуры, как новички, не могут конкурировать с уже работающими рыбохозяйственными предприятиями.  Поэтому, чтобы компенсировать проигрыш по этому критерию, им надо либо завышать планируемый объем разведения объектов аквакультуры либо предлагать явно завышенную плату за пользование участком.

Очевидно, что все это негативно отразится на ситуации в целом, поскольку повышает риск такого пользователя оказаться не в состоянии обеспечить заявленный им самим уровень производства и тем самым нарушить условия договора, а также способствует повышению общего уровня оплаты за пользование участками. 

Также следует отметить, что длительность окупаемости проектов в сфере марикультуры диктует необходимость выделения участков на гораздо более длительный срок, чем это предусмотрено сейчас с континентальными водоёмами.  Оптимальным вариантом в этом случае было бы закрепление за успешно работающими компаниями права пользования уже выделенными участками на срок не менее 20 лет, хотя многие считают оптимальным сроком аренды участка 49 лет.

Еще одной серьезной проблемой, сильно подрывающей стабильность работы предприятий аквакультуры, является браконьерство.  Поскольку площади водных участков могут быть довольно обширны (в случае аренды лиманов), марикультурным компаниям очень сложно будет своими силами предотвращать воровство выращенной продукции.

Эту проблему невозможно решить без внесения серьезных изменений в ведомственные нормативные документы, причем она должна решаться комплексно. 

Перечень «подводных камней» марикультуры в Украине не ограничивается вышеуказанными проблемами.  Без решения этих проблем, требующих внесения соответствующих изменений в законодательную и нормативную базу, нельзя развить марикультуру в Украине.

Составление всякого рода   заумных «Стратегия развития рыбного хозяйства Украины до 2023 г.» и прочей чиновничьей шелухи, без решения подобных вопросов в аквакультуре, марикультуре, промысле, переработке и  так далее выглядят, как извините за выражение, пустая болтовня!

 

Avatar

Мегалодон

Ветеран галузі рибного господарства

Схожий пост

Що робити новому керівництву Держрибагентства для забезпечення сталого розвитку галузі рибного господарства України (Частина 10 – рибопереробка, якість)

Створено - 18.05.2020 0
Що робити новому керівництву Держрибагентства для забезпечення сталого розвитку галузі рибного господарства України (Частина 10 – рибопереробка,  якість) Стратегія розвитку…

Обгрунтування необхідності створення географічних інформаційних систем в області екологічного моніторингу водних ресурсів і водних біоресурсів України

Створено - 29.05.2020 0
Обгрунтування необхідності створення географічних інформаційних систем в області  екологічного моніторингу водних ресурсів і водних біоресурсів України Якість і загальний обʼєм…

Що робити новому керівництву Держрибагентства для забезпечення сталого розвитку галузі рибного господарства України (Частина 5 – марикультура)

Створено - 17.05.2020 0
Що робити новому керівництву Держрибагентства для забезпечення сталого розвитку галузі рибного господарства України (Частина 5- марикультура) Розробники Закону України «Про…

Що робити Держрибагентству і Уряду України з “Угодою про співробітництво між Урядом України тп Урядом Російської Федерації в галузі рибного господарства від 24. 09.92 р.

Створено - 15.04.2020 0
Що робити Держрибагентству і Уряду України з «Угодою про співробітництво між Урядом України та Урядом Російської Федерації в галузі рибного…

Що робити новому керівництву Держрибагентства для забезпечення сталого розвитку галузі рибного господарства України (Частина 15 – громадські організації)

Створено - 20.05.2020 0
Що робити новому керівництву Держрибагентства для забезпечення сталого розвитку галузі рибного господарства України (Частина 15- громадські організації) На даний час…