Законодательные проблемы развития марикультуры в Украине

Опубліковано at 26.03.2020
1711 0

Законодательные проблемы развития марикультуры в Украине

 Развитие марикультуры в Украине, глядя, на тенденции её развития на протяжении последних 25 лет выглядит как нечто космически отдалённо-нереальное, как некая фантасмагорическая круговерть, раздирающая Сознание желаниями и отсутствием возможностей.

Почему, непреодолимое страсть рыбохозяйственных руководителей начать что-то делать и развивать марикультуру наталкивается на незыблемую десятилетиями бетонную стену полного отсутствия законодательных возможностей на фоне бесконечных чиновничьих препонов всех мастей и уровней, знающих лишь одну песню – «дай, дай, дай…!!!»

Что является главным объективным препятствием на пути развития марикультуры в Украине. Конечно же, Законы Украины и главный из них ЗУ «Водный кодекс Украины» статья 5, которая гласит: «…до водних об’єктів загальнодержавного значення належать внутрішні морські води, територіальне море, акваторії морських портів, водні об’єкти в межах територій природно-заповідного фонду загальнодержавного значення, …».

Стаття 7. Компетенція Верховної Ради України в галузі регулювання водних відносин.

До відання Верховної Ради України в галузі регулювання водних відносин належить:

1) законодавче регулювання водних відносин та визначення основних напрямів державної політики в цій галузі;

2) розпорядження водним фондом України;!!!!!!!!!!!!!!!

3) затвердження загальнодержавних, міждержавних програм використання і охорони вод та відтворення водних ресурсів;

Стаття 7. Повноваження Кабінету Міністрів України у сфері аквакультури (ЗУ “Про аквакультуру”)

1. До повноважень Кабінету Міністрів України у сфері аквакультури належать:

забезпечення проведення державної політики у сфері аквакультури;

затвердження типової форми договору користування частиною рибогосподарського водного об’єкта, акваторією (водним простором) внутрішніх морських вод, територіального моря, виключної (морської) економічної зони України для цілей аквакультури;

надання в користування акваторії (водного простору) внутрішніх морських вод, територіального моря, виключної (морської) економічної зони України, а також визначення її меж (координат), що надається для цілей аквакультури;

Что это значит? Что говорят эти два Закона Украины “Водный кодекс Украины” и “Про аквакультуру”? 

Что, для того, чтобы пробить себе кусочек моря дляразвития марикультурного  хозяйства необходимо решение Верховной Рады или как минимум Постановы Кабинета Министров Украины.

Да! Именно так!!!

Вот почему никому до сих пор законно не удаётся решить проблему выделения водной акватории под марикультуру. Мало того, для хозяйства марикультуры необходимо ещё и площадь на берегу напротив морского производственного участка. А это уже компетенция другого чиновника, который не выпустит без осязаемого пополнения собственного бюджета горемык, решивших развивать марикультуру в Украине.

Такие печальные примеры, к сожалению, в Украине есть. Но в глазах чиновников, дающих разрешение на отвод земли пестрит лишь «зелёное поле американских символов».

А сам путь согласований таков, что не пройдя и половины пути – инвестиционная казна уже утопает в омуте нищенской кабалы.

Какое там развитие марикультуры? Бежать от этого ужаса надо!!!

В тоже время марикультура северо-западной части Чёрного моря, по подсчётам специалистов, способна удовлетворить минимальные потребности украинцев в продуктах моря.

Тогда, что делать? Конечно же, надо исправлять ошибки закона, котрому уже скоро 25 лет. Всё, что тогда можно было сделать – сделали…

Но жизнь идёт вперёд. Корректировка ЗУ «Водный кодекс Украины» и прочих сопровождающих его законов – это веление времени. Именно законодательство сегодня тормозит развитие отрасли рыбного хозяйства Украины.

Как не упрощай законодательство, а выделение участков под марикультуру потребует согласования:

  • Местных властей всех уровней, вплоть до областных.
  • Держрибагентства.
  • Кабинет Министров Украины (расписывает):

Міністерству аграрної політики та продовольства.

Міністерству інфраструктури України.

Міністерству економіки України.

Міністерству екології та природних ресурсів України:

– Держводагентству.

– Держекоінспекції.

Ну, примерно так, возможно в разных комбинациях и  с добавлениями.

Каждому из них закон даёт возможность вам не отвечать месяц. Вся процедура на первоначальном этапе проходит последовательно очень медленно, месяцами, изнуряя вашу решимость что-то дальше делать.

Дойдёте ли вы до конца, при таких раскладах и получите ли вы долгожданное Постановление Кабинета Министров?

Да нет, конечно!!! Исключено!!! На это и рассчитано. Вы – «дойная финансовая корова».

Наши чиновники могут брать не за конечный результат, а только за своё действие. А так как он знает, что вы до конца не дойдёте – он спокойно даёт вам разрешения, шурша «зеленью» под столом…

Вот такие украинские марикультурные реалии. Правда, слово «культурные» как-то режет слух…

Предложения по исправлению тупиковой ситуации дают многие юристы. Они утверждают, что достаточно изменить пару Постановлений Кабинета Министров Украины и всё!

Нет, Господа!!!  Вы не производственники и потому  вы не просчитываете дальнейшие горемычные похождения руководителей предприятий марикультуры.

Выход один на данный момент:

  1. Пересмотреть Статут ДП «Укрриба» на предмет возможности взятия всех потенциально интересных участков акваторий Чёрного моря (Азовское море бесперспективно по причине малой глубины, недостаточной солёности, войны с РФ) в аренду у государства (через Фонд Держмайна, точно так, как сейчас ДП «Укрриба» взяла под себя водоёмы аквакультуры).
  2. Создать специальную государственную комиссию для выявления чистых участков в северо-западной части Чёрного моря, которые не мешают другим направлениям развития экономики, морскому транспорту и не наносят экологический ущерб природе (комиссия должна быть представлена учёными, специалистами рыбного хозяйства, юристами).
  3. Оформить на ДП «Укрриба» все выявленные и согласованные с государственными ведомствами морские акватории и земельные участки на берегу моря.
  4. Проводить на конкурсной основе распределение участков под марикультуру между рыбохозяйственными предприятиями и заключать с ними договоры аренды.
  5. Отслеживать развития марихозяйств, оказывая им административную и методическую поддержку.

Надеюсь, что прочитав эту небольшую статью, многие задумаются над предстоящими проблемами и направят свои усилия на убеждение руководства Держрибагентства работать интенсивно в направлении либерализации процедуры предоставления участков под марикультуру.акже Украине в срочном порядне необходим Закон Украины «Про марикультуру”

Без марикультуры –  отрасль рыбного хозяйства Украины будущего иметь не будет!!!

 

Мегалодон

Ветеран галузі рибного господарства

Схожий пост

Білок, незамінні амінокислоти, жир, незамінні жирні кислоти, мінеральні речовини в харчуванні риб (Частина 38)

Створено - 02.05.2023 0
Білок, незамінні амінокислоти, жир, незамінні жирні кислоти, мінеральні речовини в харчуванні для риб (Частина 38) Основне балансування рецептів комбікормів ведеться…

Проєкт модернізації галузі рибного господарства України до 2030 р. (ідеологічні засади) (Частина 4)

Створено - 17.10.2023 0
Основним критерієм інвестиційної привабливості підприємств рибного господарства України для нового типу стратегічних інвесторів – є спроможність підприємств галузі отримувати в перспективі значні прибутки…