Биологическое разнообразие водных ресурсов Украины

Опубліковано at 04.04.2020
2430 0

Биологическое разнообразие водных биоресурсов Украины

Украина 5 июня 1992 года в Рио-де-Жанейро подписала Международное соглашение, принятое Конвенцией о биологическом разнообразии (КБР).

Справка. Конвенция о биологическом разнообразии (КБР) представляет собой международный юридически обязательный договор, три основные цели которого заключаются в сохранении биоразнообразия, устойчивом использовании биоразнообразия и совместном получении на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов. Ее общей задачей является стимулирование деятельности, ведущей к созданию устойчивого будущего.

Сохранение биоразнообразия – это общая забота человечества. КБР рассматривает биоразнообразие на всех уровнях – на уровне экосистем, видов и генетических ресурсов. Она также охватывает сферу биотехнологии с помощью Картахенського протокола по биологической безопасности (фактически она охватывает все области, прямо или косвенно связанные с биоразнообразием).

В 2010 году Конвенция о биологическом разнообразии приняла «Стратегический план в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия на 2011-2020 гг.», представляющий собой структуру, рассчитанную на 10 лет, в рамках которой все страны и субъекты деятельности принимают меры к сохранению биоразнообразия и выгод, обеспечиваемых им для всех людей.

Биологическое разнообразие включает в себя широкое множество проявлений жизни, акцентируя внимание на генетическом разнообразии (внутривидовая и межпопуляционная изменчивость).

Видовое разнообразие (число видов растений, животных и микроорганизмов на определенной территории): разнообразие экосистем, местообитаний и сообществ, а также их биотических и абиотических взаимодействий.

Биологическое разнообразие  это работа более четырех миллиардов лет развития Земли и Солнечной системы.

Множество форм жизни и экологические процессы обеспечивают продолжение биологической эволюции, что является необходимым условием благополучия человека.

Биологическое разнообразие является главным природным ресурсом Украины. Этот ресурс обеспечивает стране «можливість здійснення  сталого розвитку». Это высшая непреходящая ценность, имеющая ключевое экологическое, социальное, экономическое, эстетическое и мировоззренческое значение. Оно является природным потенциалом самоорганизации биосферы, обеспечивающим ее регенерацию, устойчивость к негативным природным и антропогенным воздействиям, ресурсом для компенсации потерь отдельных биотических элементов.

Украина располагается на площади 603 549 тыс. км². Рыбохозяйственная территория континентальной части Украины составляет ≈ 13 220 км² (площадь 33 8 тыс.пресноводных водоёмов на которых возможно вести промысел и заниматься аквакультурой). Площадь морских акваторий для промысла и марикультуры составляет ≈ 100 000 км².

На этой территории насчитывается 200 видов одних только рыб (вместе с Крымом).

“Общегосударственная программа сохранения биоразнообразия на 2005-2025 гг.» гласит, что биоразнообразие является национальным богатством Украины, сохранения и устойчивого использования которого признан одним из приоритетов государственной политики в сфере природопользования, экологической безопасности и охраны окружающей среды, неотъемлемым условием улучшения его состояния и экологически сбалансированного социального и экономического развития.

На территории Европы биоразнообразие Украина уступает лишь Франции, и это возлагает на нее высокую ответственность. Само по себе наличие биоразнообразия уже является бесценным капиталом, а следовательно, уровень его сохранения определяет в будущем судьбу государства. Сохранение биоразнообразия является одним из непременных условий сохранения самобытности нации как таковой.

Продукционные возможности водных экосистем (морских и пресноводных) имеют как национальное, так и региональное значение.

Отрасль рыбного хозяйства Украины составляет всего 0,05 % ВВП Украины, Однако, экономика некоторых морских регионов Азово-Черноморского бассейна определяется в значительной степени именно  работой рыбного хозяйства.

Потенциальный производственный объём отрасли определяет, прежде всего,  её сырьевая база рыболовства. С другой стороны надо учитывать и уровень развития аквакультуры и марикультуры в Украине.

Степень освоения сырьевой базы составляет в среднем ≈ 90 % лимитов. Это хорошо, однако эти данные не учитывают ННН промысел (незаконный, несообщаемый, нерегулируемый). Для точной оценки объёма использования водных биоресурсов необходимо знать объемы ННН промысла. По данным специалистов в Украине ННН промысел составляет 300÷600 % по отношению к законному лимиту. Вариабельность зависит от региона промысла и конкретно вида вылавливаемого водного биоресурса.

Биологическая очистка вод в природных водоемах. Данное мероприятие призвано обеспечивать население и предприятия чистой водой. Масштаб действия может быть региональным и локальным, определяемым площадью водоёмов, загрязнением, химическим составом воды и грунта.

Главными маркерами экологического состояния водоёмов является состояние водных растений и водных биоресурсов: планктона, бентоса, моллюсков и рыб.

Реки Украины (Днепр, Южный Буг и другие) перегорожены плотинами. Вместо текущих рек гидростроительство образовало стоячие водоемы с переменным уровнем воды. Экосистемы этих рек полностью нарушены. Соответственно, изменилась их способность очищать воду.

Вселение чужеродных видов также изменило структуру и функционирование водных экосистем.

Украине в ближайшее время необходимо разработать и принять Закон Украины «Стратегия сохранению биологического разнообразия водных биоресурсов».

Рекреация. Рекреационные услуги государства имеют комплексный характер, для разных вариантов отдыха людей. Для нас в данном случае важным является любительская и спортивная рыбалка, основанная на биоразнообразии водных экосистем.

Информационные услуги государства в области необходимости сохранения в наших водоёмах биоразнообразия важны не только в познавательном и информационном плане, а и для формирования экологического мировоззрения у населения страны в целом.

Рыбное хозяйство Украины является важным комплексным сектором экономики, включающим широкий спектр видов деятельности, в том числе прогнозирование и развитие сырьевой базы отрасли,  организацию логистики и торговли рыбной продукцией в стране и за рубежом.

В рыбохозяйственном комплексе работают ≈ 5 тыс. рыбохозяйственных предприятий различных форм собственности, на которых занято около 30 тыс. человек.

Рыбное хозяйство играет важную роль поставщика пищевой, кормовой и технической продукции (рыбной муки и жира, кормовой рыбы для пушного звероводства, прочего).

В общем балансе потребления животных белков доля рыбных белков должна составлять не менее 50 %. Сейчас эта цифра исходя из данных собственного производства ≈ 2,5 %.

Глобальная целевая задача Украины до 2030 г. должна быть сформулирована как способность её отрасли рыбного хозяйства обеспечить регулирование вылова промысловых рыб, беспозвоночных и водных растений с целью недопущения  чрезмерной эксплуатации этих ресурсов с учётом необходимости сохранения и восстановления водных экосистем, а также недопущения неблагоприятного воздействия на остальные виды водоёмов.

Законодательство Украины о рыбохозяйственной деятельности и рыболовстве должно определять на перспективу следующие приоритеты:

  1. Учёт объёмов водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека.
  2. Сохранения водных биоресурсов и их рациональное использование.
  3. Использование промысловых и ценных видов водных биоресурсов с учетом экологических, социальных и экономических факторов, которое должно быть ограничено специальными регуляторными актами и правилами (сейчас они существуют лишь на бумаге, а регулирование промысла осуществляется в ручном коррупционном режиме).
  4. Проведение государственного мониторинга водных биоресурсов, данные которого должны применяются для организации рационального использования и сохранения водных биоресурсов, а также привлечения к ответственности лиц, совершивших правонарушения в данной области (на данный момент властные коррупционеры специально не разрабатывают методики мониторинга и не проводят их, покрывая тем самым организованный ими ННН промысел).
  5. Сохранение биоразнообразия на основе «Национальной стратегии сохранения биоразнообразия», которую необходимо разработать и принять государству с учетом обеспечения не истощительного природопользования, а также ресурсосберегающих и осторожных подходов.
  6. Распределения и воспроизводства водных биологических ресурсов, а также восстановления их среды обитания.
  7. Прогнозирования изменения состояния, распределения, численности, качества и воспроизводства водных биологических ресурсов, а также среды их обитания под воздействием природных и антропогенных факторов.

На данный момент Стратегия и План действий по сохранению биологического разнообразия Украины, а также система мониторинга объёма, состояния, прогноза изменения качества водных биоресурсов и продукции из них, не разработаны.

Выводы:

Необходимость усовершенствования нормативной правовой и нормативно-методической базы осуществления государственного мониторинга водных биоресурсов,  их оценки, прогнозирования запасов, а также определения объемов допустимого улова (ОДУ) является для отрасли рыбного хозяйства Украины одной из первоочередных задач.

Для этого необходимо знающее, понимающее, болеющее за страну не коррупционное руководство Держрибагентства. Но где ж его взять??? Пока при назначении на главные посты в отрасли ставят свои кадры, руководствуясь другими «понятными» нам коррупционными принципами.

В части наблюдения за рыболовством и сохранением водных биоресурсов необходимо сформировать систему наблюдений за рыбаками-любителями, которые изымают во внутренних водах Украины бездну водных биоресурсов, учет которых практически не ведется.

Необходимо также:

  • Разработать «Национальный план противодействия ННН промыслу». Но кто ж его будет разрабатывать? Те в Держрибагентстве, кто его ННН промысел и возглавляет? Да… Проблемы отрасли формирует уродство плоскости политического устройства государства.
  • Обеспечить формирование национальной системы экологической сертификации рыболовства и продукции из водных биоресурсов.

Как же организовать координационную структуру в государстве, которое чётко бы регулировало мероприятия по обеспечению биологического разнообразия водных экосистем Украины?

Первоочередные действия руководства страны:

  1. Разработка и внедрение планов по обеспечению биоразнообразия водных экосистем Украины.
  2. Создание «Межведомственной комиссии по обеспечению биоразнообразия водных экосистем». Однако, в условиях разгула короновируса, отсутствия руководства Министерства энергетики и защиты окружающей среды Украины, а также Держрибагентства, говорить об этом не приходится.

А время идёт с констатацией неумолимого истощения водных биоресурсов…

Пока боремся с короновирусом…

Кто выживет, тот обязан поднять павший флаг и двигаться вперёд!!!

 

 

Мегалодон

Ветеран галузі рибного господарства

Схожий пост

Що робити Держрибагентству і Уряду України з “Угодою про співробітництво між Урядом України тп Урядом Російської Федерації в галузі рибного господарства від 24. 09.92 р.

Створено - 15.04.2020 0
Що робити Держрибагентству і Уряду України з «Угодою про співробітництво між Урядом України та Урядом Російської Федерації в галузі рибного…

Що робити новому керівництву Держрибагентства для забезпечення сталого розвитку галузі рибного господарства України (Частина 12 – галузева наука)

Створено - 18.05.2020 0
Що робити новому керівництву Держрибагентства для забезпечення сталого розвитку галузі рибного господарства України (Частина 12 – галузева наука) Досягнення сталого…