Концепция
формирования экологической культуры населения Украины
Концепция формирования экологической культуры (далее Концепция) представляет собой научно обоснованную совокупность взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления нормализации поведения людей в природной среде и является одним из элементов политики в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения.
Под экологической культурой понимается совокупность личностных, морально-политических установок, социально-нравственных ценностей, норм и требований, правил, привычек, осуществление которых обеспечивает устойчивое качество окружающей среды, обеспечение экологической безопасности и рациональное использование природных ресурсов.
Формирование экологической культуры рассматривается как сложный, полиаспектный, длительный процесс утверждения в образе мышления, чувств и поведения населения Украины всех возрастов:
- экологического мировоззрения;
- бережного отношения к использованию водных и земельных ресурсов, зеленых насаждений и особо охраняемых территорий;
- личной ответственности перед обществом за создание и сохранение благоприятной окружающей среды;
- осознанного выполнения экологических правил и требований.
Концепция базируются на Конституции Украины и иных нормативных правовых актах Украины в области экологического просвещения и воспитания, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. В ней также использованы результаты научных исследований, а также опыт экологического просвещения образования.
Концепция является содержательной и организационной основой региональной политики в области формирования экологической культуры и определяет стратегию и практические меры по формированию экологической культуры населения, ее эффективной поддержки и дальнейшего развития.
Цель и задачи формирования экологической культуры
Основная цель формирования экологической культуры на настоящем этапе – это объединение усилий и солидарной ответственности граждан Украины всех возрастов на формировании у них экологически ответственного мировоззрения.
Для этого необходимо решение следующих взаимосвязанных задач:
- экологического просвещения;
- дошкольного, школьного и внешкольного экологического образования;
- профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения;
- непрерывной и целеустремленной работы на всех уровнях и структурах исполнительной и законодательной власти по выработке экономического механизма и нормативно-правовой базы в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения;
- распространения экологических знаний;
- привлечения средств массовой информации к консолидации жителей города вокруг проблемы сохранения и улучшения окружающей среды.
Активная позиция в формировании экологической культуры отражает интересы и запросы всех жителей города.
С точки зрения интересов горожанина формирование экологической культуры должно содействовать:
- улучшению условий проживания нынешнего и будущего поколений, за счет осознанного бережного отношения к окружающей среде;
- спокойствию и уверенности за здоровье детей вследствие уменьшения уровня техногенного воздействия на городскую среду;
- консолидации усилий жителей города на решение проблем улучшения и сохранения окружающей среды.
Формирование экологической культуры должно способствовать:
- повышению чувства личной ответственности у лиц, принимающих решения, за воздействие на окружающую среду;
- формированию активной позиции работников предприятий, оказывающих воздействие на окружающую среду, в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения;
- экономии природных ресурсов, их комплексному использованию.
Основные принципы формирования экологической культуры
Объектом формирования экологической культуры является население, рассматриваемое и как единое целое, и как совокупность социальных групп, подразделяемых по возрасту, месту проживания, социально-профессиональной принадлежности, образовательному уровню, уровню доходов, видам производственной деятельности, а в конечном счете — по менталитету, уровню сознания, гражданской ответственности.
Предметом формирования экологической культуры населения является совокупность образовательных, мировоззренческих, нравственных, этических и культурных качеств населения.
Формирование экологической культуры базируется на следующих принципах:
- учет интересов не только нынешнего, но и будущих поколений;
- подход к решению задач экологической культуры как составной части экологической политики города;
- учет региональных особенностей, включая природные условия и ресурсы, экологическую ситуацию, демографическую обстановку, культурно-исторические и религиозные традиции населения, особенности системы расселения, образовательный уровень, качество жизни, интеллектуальный и духовный потенциал населения,
- использование основных положений государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения гарантий экологической безопасности;
- соблюдение демократических норм и требований, приоритета гражданских прав и свобод человека;
- связь образовательных и воспитательных действий с практикой решения природоохранных проблем;
- культивирование гуманистического отношения к природе;
- открытость и доступность экологической информации для населения города;
- вовлечение предпринимателей, общественных и иных некоммерческих объединений в решение задач по формированию экологической культуры;
- использование исторического опыта решения задач экологического образования и просвещения, а также опыта других регионов России и зарубежных стран;
- соблюдение экологического законодательства и наступления ответственности за их нарушения.
- Реализация названных принципов должна осуществляться в рамках реализации городской экологической политики.
Основные направления деятельности по формированию экологической культуры
В процессе формирования экологической культуры населения важная роль принадлежит взглядам, представлениям, установкам, чувствам, привычкам людей. В зависимости от того, какими ценностями и идеалами руководствуются люди, во многом зависит характер их взаимодействия с окружающей средой. В связи с этим особое значение приобретает непрерывная целеустремленная работа всех структур обучения, воспитания и образования, прежде всего подрастающего поколения, чтобы бережное, заботливое отношение к природным объектам, к эколого-санитарному состоянию мест проживания становилось органичной частью мировоззрения, установкой, привычкой горожан.
Формирование экологической культуры зависит от общего духовно-нравственного и социально-психологического климата общества, от ценностей и норм, которые преобладают среди представителей власти, крупного бизнеса, культуры и транслируются населению посредством массовых каналов телевидения и радио, газетно-журнальных изданий, сети «Интернет».
Экологическая культура должна формироваться на протяжении всей жизни человека и, прежде всего, в системе образования — в школе, средних специальных и высших учебных заведениях, в центрах профессионального обучения и повышения квалификации, а также в трудовых коллективах и по месту жительства.
Важными социальными институтами воспитания экологической культуры являются традиционные религиозные конфессии, а также средства массовой информации и реклама.
Экологическое просвещение
В целях формирования экологической культуры населения осуществляется экологическое просвещение посредством распространения знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов. Экологическое просвещение, в том числе информирование жителей города о законодательстве в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти, местного самоуправления, а также общественными объединениями, средствами массовой информации, образовательными учреждениями и учреждениями культуры, иными юридическими лицами.
Экологическое воспитание начинается с детства, когда формируются нормы поведения и привычки ребенка, его моральное сознание (понимание добра и зла, хорошего и плохого). При этом важное значение имеет позиция семьи, детских учреждений, детской литературы и искусства, телевидения и — главное — практика привлечения детей к уходу за растениями и животными, окружающей территорией.
Основные направления формирования экологической культуры не могут быть эффективно реализованы, если природоохранные принципы не будут внедрены в сознание общества путем массового воспитания и пропаганды охраны окружающей среды.
Решение задач по экологическому просвещению сопряжено с необходимостью централизации, контроля и координации со стороны исполнительных органов государственной власти
В качестве основных приоритетов этой работы могут быть названы:
- вовлечение органов местного самоуправления, промышленников и профсоюзов, общественных объединений, средств массовой информации, образовательных учреждений и учреждений культуры в организацию и проведение общегородских экологических мероприятий;
- информирование населения о состоянии окружающей среды, мерах по ее охране и обеспечению экологической безопасности;
- привлечение к экологической проблематике учреждений культуры, музеев, библиотек, природоохранных учреждений, организаций спорта и туризма, других учреждений;
- формирование экологически ориентированного общественного мнения и «экологически воспитанных» людей.
В целях повышения экологической сознательности граждан необходимо:
- привлекать внимание населения к экологическим проблемам;
- пропагандировать бережное отношение к использованию водных и земельных ресурсов, зеленых насаждений и особо охраняемых природных территорий;
- проводить акции и мероприятия, побуждающие к консолидации жителей города вокруг проблем улучшения и сохранения окружающей среды;
- повышать квалификацию специалистов в области экологического образования;
- воспитывать экологическое мировоззрение у всех возрастных категорий населения;
- проводить специальные экологические информационные компании на основе социальных заказов;
- создавать информационные материалы и средства наглядной агитации для распространения среди населения;
- изготавливать видеоролики, радиопрограммы и размещать их в средствах массовой информации.
В целях привлечения средств массовой информации к экологическому просвещению и формированию экологической культуры населения необходимо:
- совершенствовать профессиональное мастерство журналистов путем организации мастер-классов, семинаров, круглых столов, экскурсий;
- организовывать ежегодные конкурсы на лучшую публикацию, теле- и радиопередачу по экологической проблематике;
- привлекать ученых и журналистов к созданию популярных книг и брошюр по актуальным экологическим проблемам.
Дошкольное, школьное и внешкольное экологическое образование
Экологическое образование — это непрерывный процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации.
В Украине должны быть созданы условия для повышения результативности экологического образования подрастающего поколения, а именно:
- наличие квалифицированных педагогических кадров;
- разработка предметной области «Экология» в рамках образовательного стандарта;
- издание учебно-методического комплекса по предметной области «Экология»;
- включение курсов экологического профиля в учебные дисциплины соответствующих специальностей;
- формирование перечня экологических специальностей, в рамках которых вузы готовят специалистов-экологов;
- проведение экологической олимпиады и других конкурсов по экологии.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
Специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности – требование времени.
В целях повышения действенности этой работы необходимо:
- активизировать внимание населения к принимаемым руководителями и соответствующими специалистами решений, связанных с воздействием на окружающую среду;
- ужесточить меры ответственности руководителей и специалистов за действия или бездействие, следствием которых явилось загрязнение окружающей среды;
- формировать общественное мнение по поводу необходимости и престижности переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
- повышать информированность деловых кругов по вопросам законодательства в области охраны окружающей среды, рационального природопользования и устойчивого развития; издавать специальную литературу для обеспечения процесса подготовки и переподготовки руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области охраны окружающей среды;
- создать единый банк данных, доступный для жителей, о руководителях и специалистах, ответственных за принятие решений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Разработка экономического механизма и нормативно-правовой базы
Экономический механизм в области формирования экологической культуры направлен на стимулирование экологического поведения в процессах производственной деятельности и проживания индивида, а также в местах отдыха индивида.
В процессе производственной деятельности стимулирование экологического поведения включает:
- льготное налогообложение за выпуск экологически сертифицированной продукции;
- организацию конкурсов с присуждением премий за выпуск экологически сертифицированной продукции;
- организацию конкурсов с присуждением премий за выпуск экологически сертифицированной продукции;
- льготное налогообложение за внедрение малоотходных технологий и соблюдение экологической культуры производства;
- организацию конкурсов с вручением денежных премий за внедрение малоотходных технологий и соблюдение экологической культуры производства;
- льготное налогообложение и другие формы стимулирования для предприятий и организаций, занимающихся спонсорской деятельностью, а также финансирующих работы по улучшению природной среды.
- В местах проживания индивида для стимулирования экологического поведения целесообразно:
- снижение платы за благоустройство для жителей, соблюдающих стандарты экологического поведения;
- организация конкурсов с вручением денежных премий для лучших муниципальных образований.
В местах проведения отдыха, возможно:
- материальное стимулирование деятельности людей, которые в свободное время занимаются благоустройством территорий;
- материальное стимулирование деятельности, направленной на пропаганду экологических знаний.
Конкретизация положений настоящей Концепции применительно к решению отдельных задач в сфере формирования экологической культуры населения Украины, особенно при разработке новых законов Украины, проектов и целевой комплексной государственной программы.