Рыбное хозяйство Индонезии (есть чему поучиться)

Опубліковано at 20.03.2020
3576 0

Рыбное хозяйство Индонезии (есть чему поучиться)

Продолжаем обзор передовых рыбных хозяйств мира.

Индонезия является крупнейшим в мире государством, которое расположено на архипелаге насчитывающим около 17 508 островов (из которых 6 000 населенных),

В 2018 году общее производство рыбопродукции в Индонезии достигло ≈ 15 000 тыс. тонн. Общий улов внутренний и морской составил около 10 000  тонн. Аквакультура  и марикультура составила ≈  5 000 тыс. тонн. Объём выращивания морских водорослей достиг ≈13 000 тыс. тонн/год. Количество произведенной рыбопродукции на одного человека в стране составило около 60 кг/год.

 В 2018 году около 6,5 миллиона человек занимались внутренним и морским рыболовством и рыбоводством.

Морской рыболовный флот в 2018 году насчитывал ≥ 600 тыс. ед. из них 170 тыс. ед. – безмоторные лодки и 230 тыс. ед. – лодки с  подвесными двигателями. Остальные 200 тыс. ед. – лодки, работающие во внутренних водах.
Важная доля улова потребляется в сушеном, соленом, копченом, вареном или ферментированном виде, в то время как 46 процентов потребляется в свежем виде. В 2018 году общая стоимость экспортированных рыбопродуктов составила 8 млрд. $, при импорте в 1 млрд. $.
Управление рыбным хозяйством и развитием аквакультуры ввело следующие ограничения на:

  • Чрезмерный вылов рыбы как в морских, так и во внутренних рыбных водах.
  • Низкий доход и уровень жизни рыбаков и рыбоводов.
  • Низкую финансовую поддержку с точки зрения кредитных схем.
  • Слабое управление рыболовством, особенно в отношении мониторинга, надзора и регулирования (MCS).

Незаконный, незарегистрированный и нерегулируемый (ННН) промысел является серьезной проблемой в стране.

Для решения этих вопросов Национальные среднесрочные «приоритетные рамки» (2010–2014 годы) определили следующие приоритеты:

  1. Развитие общин и расширение прав и возможностей посредством программ для мелких рыбаков и рыбоводов в прибрежных и малых островных районах.
  2. Стратегии смягчения последствий и адаптации к изменению климата для морского и рыбного сектора.
  3. Повышения качества и рентабельности рыбной продукции для мелких рыболовов.
  4. Улучшения рыбной инфраструктуры
  5. Усиленной системы MCS для улучшения управления и борьбы с ННН промыслом.
  6. Укрепления кадрового потенциала.

Членство Индонезии в региональных органах рыболовства

  1. Азиатско-Тихоокеанская комиссия по рыболовству (АПФИК)
  2. Комиссия по сохранению южного голубого тунца (CCSBT)
  3. Комиссия по тунцу в Индийском океане (IOTC)
  4. Межамериканская комиссия по тропическому тунцу (IATTC)
  5. Сеть аквакультурных центров в Азиатско-Тихоокеанском регионе (NACA)
  6. Центр развития рыболовства в Юго-Восточной Азии (SEAFDEC)
  7. Комиссия по рыболовству в западной и центральной частях Тихого океана (WCPFC)

Общие географические и экономические показатели

Таблица 1 – Индонезия – общие географические и экономические данные

Площадь:

5 455 675,22 км²

Акватория:

3 544 743,90 млн. км²

Длина береговой линии:

104 000 км

Население (2013):

242,43 миллиона

ВВП по стоимости покупателя 

432 мдрд. $/год

ВВП на душу населения 

1 640 $/год

Производственный сектор Индонезия является одним из основных производителей рыбы в Юго-Восточной Азии. Рыболовство и аквакультура происходят в морской, солоноватой и пресной воде. Медленный рост промыслового рыболовства был компенсирован более быстрым ростом аквакультуры в последние десятилетия.

Производство рыбы в Индонезии (тыс. тонн/год)

 Округлённые показатели

 

2018 г.

Рыбный промысел всего:

– Морское рыболовство

– Пресноводное рыболовство

5 100

4 800

300

Аквакультура и марикультура всего:

– Марикультура

– Солоновато-водная аквакультура

– Пресная вода: прудовая культура

– Пресная вода: бамбуковая клетка

– Пресноводные садки

– Рисовые поля

11 900

9 200

1 050

1 000

150

400

100

Итого рыбная продукция:

15 000

Примечание: в таблице не указаны показатели выращивания съедобных водорослей (13 000 тонн/год).

Кроме того, мелкомасштабное рыболовство состоит из двух основных сегментов, кустарного и коммерческого. Есть и крупномасштабное промышленное рыболовство.

Промысловый лов рыбы осуществляется большими судами, в которых используются кошельковые неводы среднего размера, неводы и жаберные сети.

В тропиках уловы, как правило, являются многовидовыми по своей природе и состоят из различных окуней, скумбрий, анчоусов, тунцов, креветок, кальмаров и прочих морских биоресурсов.
Администрация рыболовства Индонезии регистрирует ежегодный вылов по видам товаров и орудий лова. Статистические данные, показывающие количество рыболовных судов и рыболовных снастей, находятся в общем доступе.

Рыбоприёмные пункты находятся в рыбных портах.

Существует шесть крупных рыбацких портов, 14 из которых расположены на острове Ява.

На моторных судах рыбаки используют различные рыболовные снасти. Это традиционные орудия лова, которые используются на парусных лодках, а также механизированные, такие как тралы, кошельковые неводы и ярусы.
В индонезийском рыболовстве растёт число судов-светоловов, которые используют в пелагическом промысле.

Основные ресурсы. Вылов демерсальной рыбы ( придонной) и мелко-пелагической рыбы, а также креветок происходит в основном на континентальном шельфе. Все остальные водные биоресурсов добывают в Южно-Китайском,  Яванском и Арафурском морях.

Большинство крупных пелагических видов рыб (в том числе большеглазый и жёлтый тунец), вылавливаются в водах архипелага и в исключительной экономической зоне (ИЭЗ). Индонезия является одним из основных поставщиков тунца на мировом рынке.

Добыча некоторых видов водных биоресурсов в Индонезии

(округлённые показатели в тыс. тонн/год)

Сардины

810

очень большое количество

330

скумбрии

320

морской окунь

97

тунец

230

Ракообразные

340

Моллюски

210

Цель развития рыбного хозяйства, как указано в Стратегическом плане Министерства по морским делам и рыболовству на 2014-2020 гг., заключается в устойчивом управлении промыслами.

Контроль осуществлялся с начала 1970-х годов и осуществлялся через систему лицензирования, в которой центральное правительство (через министерство по морским делам и рыболовству ”MOMAF”) выдает лицензии на промысел для судов размером более 30 GT (регистровых тонн).

Технические меры применяются в виде минимальных размеров ячеек для концов траловых сеток (1 дюйм для тралов креветок и 5 см для рыбных тралов), минимальных размеров ячеек для кошельковых неводов, максимальной длины жаберных сетей (10 км) и минимального расстояния для лова (≤ 10 морских миль).

В Индонезии не проводится выходной контроль. Исключением является управление промыслом южного голубого тунца, для которого Индонезия в качестве члена Комиссии по сохранению южного голубого тунца (CCSBT) приняла меры контроля выхода на промысел.

Правительством страны для рыбаков предоставлены экономические стимулы, такие как субсидии на топливо для судов менее 30 GT и кредитные программы для мелкого рыболовства.

Промысел во внутренних водоемах ведется в озерах, водохранилищах и реках. Рыбаки используют традиционные снасти: ручная леска, сетка, ловушка и жаберная сетка. В отличие от морского рыболовства, промышленное рыболовство во внутренних водоемах не развивалось многие годы. Большинство рыбаков, занимающихся рыболовством во внутренних водоемах, не являются рыбаками, работающими полный рабочий день. Большинство из них работают неполный рабочий день в сельском хозяйстве. Трудности, с которыми сталкиваются рыбаки во внутренних водах, в основном вызваны деятельностью человека, такой как загрязнение вод пестицидами и человеческими отходами из крупных городских районов.

Аквакультура в озерах и водохранилищах имеет большое значение для страны. В течение последнего десятилетия «садковая аквакультура» развивается большими темпами. Тем не менее, в сезон дождей она вызывает заморы рыб, поскольку поверхностный слой холодной воды опускается, а глубокие воды с низким содержанием кислорода поднимаются на поверхность.

В последние годы в стране наблюдается значительный рост аквакультуры. Индонезия в 2019 году вышла на третье место в мире по развитию аквакультуры.

Остров Ява является крупным мировым центром по выращиванию карпа (Cyprinus carpio), тиляпии (Tilapia nilotica), гурами

(Osphronemus goramy).

В солоноватой воде выращивают молочную рыбу (Chanos chanos), тигровую креветку (Penaeus monodon ) и другие. Благодаря широкой международной поддержке индустрия креветок и молочной рыбы быстро внедрила передовые методы управления (BMP).
Марикультура  в начале 1990-х годов началась с груперов (большой морской окунь), когда вырос спрос на этот вид рыб.

В настоящее время Индонезия является ведущей страной по производству зарыбка груперов с использованием искусственного заводского размножения. Рыбопосадочный  материал груперов поставляется в ближайшие страны.

В последние годы культура съедобных морских водорослей (в основном Eucheuma и Graciliaria ) также стала популярной, особенно в средней и восточной части страны.

Выращивание жемчуга на экспорт происходит в основном в непосредственной близости от островов в Нуса-Тенгаре


В связи с усиленным рыболовного промысла, запасы морских водных биоресурсов истощаются, поэтому Индонезия сосредотачивается на развитии своей континентальной аквакультуры и марикультуры.

Рекреационный промысел в Индонезии не распространен. Однако в последние годы небольшое количество любителей рыболовов занимались ловлей пелагической рыбы, используя современные средства троллинга (проводка приманки путем её буксирования с помощью плавсредств)  и прочие снасти в окрестностях больших городов.

Рыба в Индонезии реализуется в основном в свежем или охлаждённом виде (≈ 60 %), а также в копчёном, сухом и переработанном виде.

Существуют серьезные ограничения в отношении использования льда и наличия холодильных складских и транспортных средств. Поэтому рыбу большую часть рыбы подвергают сушению, солению, копчению или ферментированию.

В стране существует ≈ 10 000 кустарных цехов по переработке рыбы.

операций по переработке мелкой рыбы, обычно с использованием традиционных методов. Менее 2 % вылова консервируется. Консервные заводы используют пелагических рыб, в основном скумбрию.
Небольшую часть улова направляют на производство рыбьего жира и рыбной муки для кормления животных или для других целей. Производство рыбной муки происходит в основном в сочетании с консервированием рыбы.

Рыбные рынки Рыбные рынки сконцентрированы на Яве, отражая тот факт, что большая часть населения Индонезии проживает на этом острове (более 60%).

Рыбное хозяйство Индонезии играет значительную роль в социально-экономической сфере страны. В её рыбном хозяйстве работает более 6 млн. человек производящих 20 % ВВП.

В течение первого десятилетия 21-го века экономический рост в Индонезии был быстрым, и он опережал рост населения. Это привело к увеличению располагаемого дохода на человека, что, в свою очередь, привело к росту спроса на рыбу и рыбные продукты на душу населения. Рынок сосредоточен на Яве, не только для рыбы в качестве пищи, но, учитывая, что остров является центром также для аквакультуры, спрос на рыбную муку также высок на этом острове. Небольшое снижение уловов морского рыболовства в последние годы привело к увеличению импорта рыбы из Индии и Вьетнама. Импорт предназначен не только для потребления человеком, но и для приманки, необходимой при промысле длинного яруса тунца.
Производство рыбы увеличилось в течение последнего десятилетия с самым быстрым темпом роста, показанным сектором аквакультуры. Это привело к увеличению общего предложения рыбы и росту потребления.

 

В условиях растущего населения и стагнации морского рыболовства растущий спрос на рыбу и рыбопродукты, скорее всего, будет удовлетворен за счет сочетания импорта и растущей продукции аквакультуры.
Экспорт рыбопродуктов Индонезии  осуществляется в ЕС, США, Китай, Сингапур, Гонконг, Тайвань, Вьетнам и Корею.

Тунец, особенно свежий, экспортируется в Японию и США, где он употребляется в качестве сашими. В последнее время наблюдается рост экспорта и в страны Ближнего Востока.

Индонезия также импортирует рыбу и рыбные продукты, особенно из стран Восточной Азии и Перу. Стоимость рыбной муки, импортированной для использования в аквакультуре, составляет почти 200 млн. $/год.

Рыба в Индонезии стоит относительно дёшево, за исключением тунца, реализуемого за рубежом.

Кроме того, сектор рыболовства обеспечивает занятость для многих людей. В отдаленных районах рыболовство может не получать государственной поддержки, но власти при этом предоставляет возможность  местным жителям ловить рыбу для собственных потребностей.

 Вот почему во время кризиса, который произошел в экономике страны в 1998 году, рыбный сектор хорошо выдержал кризис и восстановился быстрее, чем, например, производственный сектор (для Украины урок).

В этом смысле рыбный сектор вносит значительный вклад в продовольственную безопасность и независимость страны.

Аквакультура играет важную роль в развитии сельских районов, особенно в тех случаях, когда уровень используемых технологий относительно низок, и поэтому многие сообщества могут позволить себе заниматься такой аквакультурой. Западная Ява известна сообществами, которые разводят обыкновенного карпа, гурами, ханоса.

Политика и стратегии развития правительства и неправительственного сектора В последнее время правительство поощряет частный сектор к созданию рыболовных ассоциаций. В поддержку таких событий правительство создало полугосударственные организации, в которых государственные служащие и заинтересованные стороны являются полноправными членами. Примерами являются Комитет по тунцу, Комитет по креветкам и Комитет по водорослям, все они были созданы в 2004 году. Соответствующие рыболовные ассоциации стали членами этих комитетов.

Исследования, образование и обучение. Агентство по исследованиям и развитию морских дел и рыболовства является исследовательской организацией при Министерстве морских дел и рыболовства, которое отвечает за проведение исследований. Различные исследовательские институты находятся в ведении этого агентства. Под эгидой промыслового рыболовства находятся Научно-исследовательский институт морского рыболовства (в Джакарте), Научно-исследовательский институт внутреннего рыболовства (в Палембанге) и Научно-исследовательский институт пресной воды (в Богоре), в то время как исследования в области аквакультуры осуществляются Научно-исследовательским институтом пресноводной аквакультуры (Brackishwater Aquaculture) и марикультуры.

В дополнение к этим институтам были созданы специальные институты, такие как «Научно-исследовательский институт технологий послеуборочной обработки» и «Научно-исследовательский институт социально-экономических исследований».

Боже мой! Украина вообще ничего не изучает и не финансирует науку. Однако учёные пишут липу, защищают свои диссертации и «крышуют» рыбную мафию…

Образование и обучение. При Министерстве по морским делам и рыболовству существует Агентство по развитию человеческих ресурсов, которое отвечает за образование, обучение и повышение квалификации в области рыболовства. Образование доступно в средних школах и колледжах, расположенных по всей стране при координации этого агентства. Кроме того, есть несколько университетов, предлагающих академическое образование по предметам рыболовства.

Индонезия для развития своего рыболовства не получает никакой помощи извне. Однако страна реализует:

  1. «Проект по управлению и реабилитации коралловых рифов» (COREMAP), поддерживаемый Глобальным экологическим фондом (ГЭФ), Азиатским банком развития (АБР) и Всемирным банком.
  2. ПроектИнициативу Кораллового Треугольника (носит региональный характер). Он проводится в Индонезии, Малайзии, на Филиппинах, в Папуа Новой Гвинее, на Соломоновых островах и в Восточном Тиморе. Некоторые национальные доноры (АБР, ЮСАИД, АУСАИД, ГЭФ) поддержали проект, выделив средства участвующим НПО.
  3. Проект «Большая морская экосистема Бенгальского залива», при финансовой поддержке ГЭФ. ФАО .

Институциональная структура Министерства по морским делам и рыболовству (MMAF) была создана в 2000 г. Стремясь предотвратить дальнейшее усиление промыслового давления на экосистемы моря, правительство разработало Национальный план действий с целью использования существующих национальных ресурсов. Цель  плана – сокращение промысловых мощностей.
У MMAF также есть подразделение, отвечающее за сохранение рыбных запасов в рамках Генерального директората развития прибрежных и малых островов.

Дирекция по сохранению определила и определила ряд заповедников в качестве средства защиты важных мест обитания и устранения разрушительного промысла. До настоящего времени Управление охраны природы объявило 4 миллиона гектаров морскими парками. Они являются рыбными заповедниками и расположены по всей стране.

В Украине «чинуши»  Держрибагентства и Министерства экологии додумались наоборот ловить в заказниках, национальных парках и заповедниках. Ведь там же ещё остались некоторые запасы водных биоресурсов…??? Бред!!! Где мы живём!!!???

Для поддержки управления рыбным хозяйством Агентство по исследованиям и разработкам отвечает за исследовательскую деятельность в области рыболовства.

«Центральный научно-исследовательский институт океанографии» при Индонезийском институте науки, также оказывает исследовательскую поддержку морской жизни и океанографии, а его дочернее агентство, занимающееся пресноводными водоёмами.

В 2005 году правительство Индонезии  учредило национальный комитет по оценке рыбных запасов. Его задачей является оценка воздействия промысла на морские ресурсы.

Индонезия сталкивается с большой проблемой в виде ННН рыболовства. Ежегодные потери от ННН промысла составляют ≥ 1 млрд. $.

Индонезия вместе с Австралией работает над продвижением регионального сотрудничества, пытаясь бороться с ННН промыслом и ликвидировать его. В качестве реализации Международного плана действий по ликвидации ННН промысла Индонезия в 2005 году разработала специальный  Национальный план действия.
Европейское Сообщество недавно приняло постановление о сертификации рыбы, которая будет импортироваться в ЕС, чтобы гарантировать, что рыба не была поймана в ходе ННН промысла..

В управлении далеко мигрирующими видами рыб Индонезия сотрудничает с региональными организациями по управлению рыбным хозяйством (RFMO). Индонезия стала полноправным членом Комиссии по тунцу в Индийском океане (IOTC) в 2007 году и Комиссии по сохранению южного голубого тунца (CCSBT).
MMAF считает необходимым сотрудничество с заинтересованными сторонами в управлении рыбным хозяйством, особенно с группами по ловле тунца. Среди них: ASTUIN (Ассоциация индонезийского рыболовства тунца) и ATLI (Ассоциация индонезийских тунцов Longliners). HPPI (Ассоциация креветочных траулеров в Индонезии) представляет индустрию ловли креветок, APIKI (Индонезийская ассоциация консервных заводов) представляет консервную промышленность, а APCI (Ассоциация владельцев холодильных установок) представляет владельцев холодильных хранилищ. Эти ассоциации координируют свою деятельность через верхнюю ассоциацию под названием GAPPINDO (Федерация рыболовных ассоциаций Индонезии).
Аквакультурные ассоциации: «Клуб креветок» и ASBUMI (Ассоциация индонезийской жемчужной культуры).
Правительство поощряет постоянное общение с заинтересованными сторонами. Это происходит, в частности, в национальных комитетах, которые были созданы по основным товарам. Среди комитетов Национальный комитет по тунцу (KTI), Национальный комитет по креветкам (KUI), Национальный комитет по водорослям (KRL) и Национальный комитет по аквариумным рыбкам (KIHI). Каждый комитет возглавляется независимым председателем и имеет членов, представляющих как правительство, так и частный сектор.

Правовая основа Правовой основой для рыболовного сектора является Закон о рыболовстве № 31/2004г., Закон № 45/2009 г., Закон об автономии № 22/199 с поправками, который устанавливает, что сектор рыболовства в провинциях находится в ведении правительства провинции (губернатора).

ММАФ Индонезии тесно сотрудничает с военно-морским флотом и морской полицией. Оно отвечают за наблюдение законов в ИЭЗ, территориальном море и архипелаге. Вся работа координируются Координационным агентством (БАКОРКАМЛА), которое возглавляет представитель Военно-морского флота.

Да сложно! Однако, ведь работает у них! Всё процветает!!! У нас же – всё загибается!!! Почему??? Да потому, что:

  1. Держрибагентство та весь його кадровий склад, также как и «Міністерства енергетики и захисту довкілля» являються конченными импотентами по всем вопросам развития отрасли рыбного хозяйства Украины, за исключением, разве что, разработки и внедрения в жизнь новых и новых коррупционных схем, приносящим им и тем, кто ставил на должность этих чиновников баснословные прибыли.
  2. Украинские пограничники не хотят ни при каких условиях сотрудничать с рыбохозяйственными чиновниками Украины по вопросам эксплуатации ИЭЗ Украины, оставляя за собой право, как сдирать дань с турецких браконьеров, так и с горе – ННН рыболовов материковой части страны.
  3. В дела отрасли рыбного хозяйства Украины вмешиваются все ничтожества страны (АБВЖДЕ-комы, бандиты, нерадивые работники национальной полиции, прокуратуры, СБУ и прочая алчная «нечисть»), которая вносят неуправляемый хаос и только тормозят эволюционное развитие.

Не сдаёмся!!! Только вперёд!!!

Мегалодон

Ветеран галузі рибного господарства

Схожий пост