Рыбное хозяйство Австралии (безграничные возможности)
В последние десять лет мировая отрасль рыбного хозяйства (рыболовство, аквакультура, марикультура) ежегодно вылавливала и выращивала около 140 млн. тонн рыбы и морепродуктов на сумму порядка 100 млрд. $ (максимальное производство наблюдалось в 2009 г. – 145 млн. тонн – 16,4 кг/человека в год).
Доля Австралии в общем объёме составляет порядка 250 тыс. тонн/год (≈10,2 кг/год на одного жителя, имеется в виду собственное производство, при норме 23,7 кг/год). Это более чем в 2 раза меньше нормы, невзирая на то, что Австралия окружена морями и океанами.
Доля аквакультуры и марикультуры в мире составляет ≈ 38 % от общего производства и вылова (в Австралии эти показатели не больше 8 %).
В последние годы наметилась устойчивая тенденция постепенного снижения валовых показателей отрасли в основном за счёт уменьшения рыбных запасов и соответственно выловов в Мировом океане и континентальных водоёмах.
В то же время ежегодно наблюдается незначительный рост производства аквакультуры и марикультуры, но с одновременным торможением темпов роста с 10,4 %/год до 1,2 %/год.
Снижение темпов развития происходило и происходит под воздействием различных факторов:
- Недостаточных объёмов инвестирования в отрасль рыбного хозяйства.
- Общемировых финансово-экономических кризисов.
- Отставание в большинстве стран мира законодательной базы, которая тормозит развитие их рыбных отраслей.
- Ограниченные природные ресурсы для развития аквакультуры и марикультуры в большинстве стран.
- Несбалансированность роста рыбных отраслей стран и их инфраструктурных подразделений (кормопроизводство, вспомогательных предприятий, судостроительства, рыбопереработки, логистики, торговли и так далее).
- Социально-политических и экологических, которые мешают развитию рыбных отраслей.
- Отсутствие в большинстве народов культуры потребления рыбопродуктов, и так далее.
В Австралии негативными факторами, которые тормозят стремительный рост отрасли рыбного хозяйства, есть пункты 1,3,5.
Сдержанность инвесторов, которые не спешат финансировать развитие рыбной отрасли в необходимых размерах, несмотря на колоссальные природные возможности Австралии (самые большие и самые благоприятные в мире), на фоне отсутствия негативного влияния финансово-экономических кризисов, социально-политических и экологических проблем, можно объяснить лишь тем, что Австралия не имеет действенной Программы развития рыбной отрасли на долгосрочную перспективу, принятую как Закон страны.
Учитывая все возможности, которыми располагает Австралия, можно смело утверждать, что именно Австралия, а не Китай должна стать первой рыбной страной Мира!!!
Основные политические, природные, финансовые, административные и другие ресурсы, которые могут составлять основу для стремительного развития рыбного хозяйства Австралии:
- Значительный международный политический авторитет Австралии как страны, которая располагает всеми возможностями для ведения любого бизнеса, где есть соответственные политические свободы и комфортная жизнь для любого простого жителя страны.
- Значительные по площади территориальные воды целого континента (таких возможностей нет ни в одной стране мира), которые размещены в разных климатических зонах от Антарктики до тропического пояса планеты с возможностью производства рыбопродукции в десятки раз больше чем сейчас.
- Практически неограниче6нный простор для развития марикультуры по всему побережью Австралии (36 735 км береговой линии – такого нет нигде в мире, учитывая различные холодные и тёплые течения вдоль континента, которые способствуют выращиванию рыбы в садках, отгороженных мелководных частей моря, в бухтах, заливах, лиманах, между Большим барьерным рифом и континентом и так далее с возможностью разведения полного видового спектра рыб: от тропических на севере до холодноводных на юге).
- Потенциальные возможности для быстрого неограниченного развития аквакультуры на юге Австралии в местах с осадками более 1500 мм/год (необходимо строить дамбы и рыбохозяйственные водоёмы для сбора пресной воды после ливней).
- Развитое сельское хозяйство и комбикормовое производство, которое уже сейчас может обеспечить развитие рыбного хозяйства в несколько раз при соответствующей корректировки процессов производства (имеется ввиду интенсивная аквакультура и марикультура).
- Возможность освоения новых земель для выращивания компонентов комбикормов (таких возможностей нет ни в какой другой стране, а именно это является главным условием наращивания объёмов производства аквакультуры и марикультуры).
- Развитая сеть железнодорожного транспорта и автомобильных дорог для перемещения комбикормов и их ингредиентов вдоль побережья Австралии именно там, где будут развиваться рыбные предприятия.
- Развитая сеть электрических силовых линий вдоль побережья (для развития индустриальных рыбных хозяйств, Установок замкнутого водоснабжения (УЗВ), предприятий рыбопереработки, логистики, рыбных портов, портопунктов и так далее).
- Благоприятная экологическая ситуация в стране (наилучшая в мире с возможностью выращивания экологически чистой рыбы самого лучшего качества).
- Высокий уровень экологического мировоззрения у населения (высший в мире).
- Низкий криминогенный уровень в стране.
- Благоприятный и стабильный социально-экономический и политический уровень в стране.
- Благоприятные климатические условия в стране для всех видов рыб на фоне высокой инсоляции во всех шести штатах.
- Возможность наращивания строительства современных рыбопромысловых судов по всему побережью Австралии.
- Возможность корректировки законодательства отдельных штатов под конкретные требования развития рыбного хозяйства штата.
- Благоприятный бизнес климат в стране на фоне минимального уровня коррупции власти (в отличии от нас).
Показателями индустриализации рыбной отрасли есть среднее производство продукции (тонн/год) на одного работающего в отрасли человека. Так, например, в Азии оно составляет 2,2 т/год, в Америке – 18 т/год, в Европе – 24 т/год (Норвегии – 172 т/год), Японии – 36 т/год, Австралии 12 т/год. Почему так мало???
Большинство запасов десяти промысловых океанических видов рыб и главных запасов анчоуса для рыбной муки уже эксплуатируются с явными признаками неуклонного обеднения популяций. Улучшение ситуации в мировом рыболовстве не наблюдается. Рыбы становится с каждым годом меньше, промысловые стада мельчают и сокращаются.
Рыболовство и рыбоводство во внутренних водах становится важным компонентом устройства жизни в большинстве стран. Но ежегодные переловы рыбы и деградация ареалов её обитания, осушения водно-болотных угодий, строительство плотин, а также другие негативные факторы значительно уменьшают продуктивный потенциал водоёмов.
Вывод
Отрасль рыбного хозяйства Австралии имеет все необходимые условия и неограниченные перспективы для наращивания производства рыбопродукции наивысшего качества для реализации её как внутри страны, так и за её пределами с получением значительной финансовой прибыли.
Пишу эту статью с одной целью – донести до власти, чиновников и работников отрасли, а также всему народу Украины следующее:
- Без должной мотивации (как это наблюдается в нашей стране)даже Австралия – самая богатая природными ресурсами страна, не развивается!
- Без скоординированных усилий всех ветвей власти, работников отрасли и всего народа Украины развитие отрасли рыбного хозяйства невозможно!
- Без Божьего благословения, а оно возможно лишь при условии высокой нравственности и природоохранного мировоззрения всего народа Украины, поднять и поставить рыбное хозяйство на рельсы устойчивого, стремительного, социально направленного, природоохранного развития.
Рассмотрим более подробно рыбное хозяйство Австралии.
Австралия (общие данные)
Площадь: |
7 700 000 км² |
Площадь шельфа: |
2 000 000 км² |
Рыболовная зона Австралии: |
8 940 000 км 2 |
Длина континентальной береговой линии: |
36 735 км |
Население (2019 г.) |
25 718 000 чел. |
ВВП Австралии (2019 г.) |
1 460 млн. $/год |
ВВП на душу населения (2019 г.) |
56 770 $/год |
Рыбное хозяйство (2019 г)
Производство рыбопродуктов на 1 жителя |
22 кг/г |
Всего произведено рыбной продукции: – аквакультура и марикультура – рыбный промысел |
240 000 т/г 50 000 т/г 190 000 т/г |
Импорт |
380 000 т/г |
Экспорт |
120 000 т/г |
Закуплено рыбной муки |
70 000 т/г |
Производство жемчуга |
300 млн. $/г
|
Вид рыб |
Общий допустимый улов 2017-18 гг. (т) |
Общий допустимый улов 2019-20 гг. (т) |
Патагонский клыкач |
3525 |
3030 |
Ледяная рыба |
526 |
527 |
Серый рок-код |
80 |
80 |
Единорог |
1663 |
1663 |
Коньки и лучи |
120 |
120 |
Другие глубоководные виды рыб |
819 |
819 |
Структура отрасли рыбного хозяйства Австралии
Морское рыболовство. В целом, индустрия промышленного рыболовства Австралии занимает четвертое место среди отраслей сельского хозяйства, основанных на пищевой промышленности. В 2019 году общий улов из всех морских районов оценивалась в 240 000 тонн рыбы и морепродуктов с валовой стоимостью производства в 2 млрд. $.
Приблизительно 200 морских видов рыб Австралия ловит в коммерческих целях. Основными видами являются креветки, лобстеры, морские ушки, морские гребешки, устрицы, промысловые морские рыбы (тунец, скумбрия, сардины, ставриды и другие ).
Из общего числа 19 000 человек, занятых в рыбном хозяйстве, около 14 250 человек занято в секторе морского рыболовства, а еще 8 560 человек заняты в секторе переработки и оптовой торговли. Рыбаки эксплуатируют более 7 000 лодок, большинство из которых менее 10 м. На больших рыболовных судах для ловли тунца, креветок и некоторых промысловых видов рыб используют глубоководные тралы.
Эти цифры остаются относительно стабильными, но с внедрением новых технологий произошло значительное увеличение мощности рыболовства.
В данное время основными объектами промысла являються креветки, лобстеры и морские ушки, общей стоимостью ≈ 1000 млн. $. (52 000 т или 20 % общей добычи). Другими крупными видами являются съедобные устрицы, тунец, морские гребешки и различные морские и рыбы, пойманные в устьях рек.
В северных районах Квинсленда (северо-восточный штат Австралии), граничащих с Тихим океаном, рыбный промысел креветок доминирует в производстве и стоимости, в то время как в более умеренных районах Нового Южного Уэльса, Виктории, Тасмании и Южной Австралии более важны морские ушки и омары.
Западная Австралия, с ее обширным морским районом в Индийском океане и важным промыслом омаров и креветок, остается крупнейшим производителем, на который приходится 400 млн.$, или 25% от общего производства рыбопродукции в Австралии.
Промысловый лов рыбы является основным компонентом использования морской рыбы на всей территории Австралии, особенно вокруг крупных населенных пунктов. Хотя в Австралии очень большая рыболовная зона, от тропической до субантарктической, добыча ограничена стоком питательных веществ, низким уровнем содержания богатых питательными веществами веществ и небольшим континентальным шельфом. По этим причинам рыбные промыслы в Австралии должны и, как правило, хорошо управляться (в последние годы правительство Австралии ввела большие ограничения на прибрежный лов).
Коммерческое рыболовство во внутренних водоемах является относительно небольшим по сравнению с морским и устьевым рыболовством. С прекращением коммерческого промысла в реке Муррей на юге Австралии и ранее в Квинсленде и Новом Южном Уэльсе производство значительно снизилось после 2001 года до ≤ 400 тонн 2019 г. Однако рыболовство во внутренних водах остается важной составляющей сектора. Другими ограничивающими факторами являются низкий уровень осадков и мало речных систем. Основными системами являются реки Дарлинг, Муррей и Муррамбиджи.
Барамунди – национальная рыба Австралии.
Эти промыслы полностью эксплуатируются или сокращаются, причем в большинстве штатов в настоящее время запрещен коммерческий вылов пресноводных видов.
Крупные экологические изменения – часто связанные с плотинами, заграждениями или заграждениями – и использование воды в сельскохозяйственных целях являются основными сдерживающими факторами для этих промыслов. Основные виды включают в себя интродуцированного европейского карпа, красноперых, трески Муррея, угрей, леща и черного леща.
Наиболее важным рынком для менее ценных видов, таких как карп, является приманка для рыбного промысла, такого как промысел каменного омара.
Многие внутренние водные пути или большие плотины были заполнены местной рыбой в рекреационных целях. В настоящее время некоторые штаты делают упор на использование внутренних вод для рекреационных целей и снабжают эти воды местной рыбой в соответствии со строгими принципами перемещения.
Аквакультура и марикультура. По мировым стандартам индустрия аквакультуры в Австралии невелика, но продолжает медленно расти. Производство в живом весе выросло с 14 000 тонн в 1991 году до 50 000 тонн в 2019 году. Это составляет примерно 12% годового спроса Австралии на рыбную продукцию.
Основным источником этого роста стало выращивание южного голубого тунца в Южной Австралии на сумму более 500 млн. $/год. Другими важными видами являются культивируемые съедобные устрицы в Южной Австралии, Тасмании и Новом Южном Уэльсе. Атлантического лосося выращивают в Тасмании, а креветки и баррамунди в Квинсленде.
Выращивание жемчуга сосредоточено в Западной Австралии. Это важный вид непищевой марикультуры с доходом ≈ 300 млн. $/год.
Много выращивается морских ушек и желтохвоста.
Большая часть продукции аквакультуры и марикультуры экспортируется в Японию.
Тем не менее, продукция аквакультуры и марикультуры обеспечивает и местные рынки: баррамунди, креветки, пресноводные раки, карп, и так далее.
Большая часть производства осуществляется в прибрежных зонах Австралии и ограничена конкурирующими потребностями многократного использования и связанными с этим проблемами, связанными с окружающей средой, водоснабжением и такими проблемами, как разработка экономически эффективных кормов. Главным ограничителем рыбного кормопроизводства является отсутствие собственной рыбной муки. Для устранения этого недостатка Австралия ежегодно импортирует рыбную муку в количестве ≥ 70 000 тонн на сумму ≈ 100 млн. $.
Существует также растущий спрос на морские устьевые участки, но они ограничены мерами по зонированию морских парков и рекреационным использованием.
В более холодных южных водах Австралии имеются огромные возможности для развития марикультуры. Главным ограничением является отсутствие рыбопосадочного материала.. Разнообразие продуктов аквакультуры и марикультуры, различных видов, мидий, моллюсков и морских гребешков, выросло в последнее время, но по-прежнему остаётся относительно низки по мировым стандартам.
Реализация улова.В экспортном секторе преобладают поставки продуктов с высокой удельной стоимостью, таких как омары, креветки, тунец, морские гребешки и морское ушко. Существенной тенденцией стал экспорт живых продуктов: лобстера, креветки и коралловой форели. Около 17 % рыбной этого вида продукции идет на экспорт, но это составляет почти 50 % от общего объема производства рыбопродуктов.
Производство обеспечивает 65 % поставок свежей и охлаждённой рыбы. Остальная часть состоит из замороженного филе (такого как нильский окунь и хек), рыбных консервов (таких как сардины, тунец и лосось) и обработанного продукта (в основном креветки).
Австралия продолжает экспортировать большинство ценных видов: омары, креветки, морское ушко, тунец, в то время как основные популяционные центры Тихоокеанского побережья потребляют большую часть импортируемой столовой рыбы.
Состояние рыбоперерабатывающей промышленности.
В Австралии производство рыбопродукции основано на глубокой переработке рыбопродуктов и морепродуктов.
Серьезные истощения запасов дикого южного голубого тунца, драгоценных рыб и акул, хотя эти проблемы были решены или решаются с помощью соответствующих стратегий восстановления. Будущее отрасли может зависеть от роста аквакультуры и марикультуры, а также небольшого роста глубоководного рыболовства.
Ограниченный вылов рыбы на уровне 190 000 т/год основан на строгом административном контроле власти Австралии.
Некоторое ограниченное развитие может быть возможно в случае недостаточно используемого рыбного промысла, такого как тунец альбакор (длиннопёрый тунец), южный белый и глубоководные виды, включая виды у северо-западного побережья Австралии.
Из-за строгого контроля со стороны руководства большинство рыбных промыслов остается очень прибыльным. В настоящее время почти все рыболовные промыслы работают в условиях ограниченного доступа, хотя лицензии на доступ обычно свободно продаются.
Такое расположение привело к значительному увеличению стоимости лицензий на доступ, что привело к концентрации собственности и экономическим барьерам для новых участников. Тем не менее, коммерческая отрасль также подвержена продолжающемуся и усиливающемуся давлению, в том числе потребностям в области сохранения (таких как увеличение прибрежной морской зоны, отводимой под охраняемые районы моря), распределению ресурсов в рекреационном секторе и добавлению ограничений для решения проблем морского биоразнообразия. Это привело к значительному сокращению числа операторов (в рамках ограниченной среды управления входом) на большинстве крупных промыслов, а также к увеличению концентрации владения правами доступа.
Постоянное и улучшенное управление рыбным хозяйством в соответствии с требованиями экологического устойчивого развития является ключевой задачей для австралийской рыбной промышленности. Задача вполне может заключаться в достижении этой цели таким образом, чтобы свести к минимуму концентрацию прав доступа для небольшого числа рыбаков.
Экономическая роль рыбной промышленности. Рыболовная отрасль занимает четвертое место в сельском хозяйстве по производству продуктов питания с точки зрения ВПП после скота, пшеницы и молока.
Аналогичный рейтинг применяется для экспорта рыбной продукции. Рыбная продукция имеет большое экономическое и социальное значение и важна для многих прибрежных регионов.
Исследования потребления рыбопродуктов и морепродуктов, проведенные в 2019 году, показали, что потребление на душу населения превышает 22 кг/год. Много ли это? Для Австралии мало! Очевидно, что культура потребления рыбопродуктов у основной массы эмигрантов (основа населения страны) до конца не сформирована.
Перспективы развития. Морские ресурсы Австралии в основном полностью эксплуатируются и подвергаются строгому контролю со стороны руководства страны. Некоторый потенциал может существовать для небольших, нишевых промыслов, таких как глубоководный траловый промысел видов рыб и ракообразных в западной части Австралии, а также для рыбы в северной части Австралии. Другие районы, которые могут иметь ограниченный потенциал, включают рифы Квинсленда и северо-западные шельфовые зоны.
Австралийское управление рыбного хозяйства (AFMA) и большинство штатов и территорий проводят экспериментальную политику и политику развития рыбного промысла для дальнейшего поощрения использования этих рыбных ресурсов.
Перспективы развития аквакультуры и марикультуры кажутся более значительными, и в настоящее время производство продукции аквакультуры растет примерно на 5-8 % в год.
Тем не менее, континентальная аквакультура (включая выращивание морских видов в сельских районах, затронутых засолением) демонстрирует определенный потенциал.
Правительство страны в течение нескольких лет стимулировало выращивание пресноводных раков.
Австралийский форум по аквакультуре (AAF) был образован в 1996 году как ведущая отраслевая организация, которая представляет отрасль аквакультуры на национальном уровне и оказывает помощь в устойчивом развитии аквакультуры. Аналогичной организацией, представляющей коммерческие рыболовы и аквакультуру, является Австралийский совет по производству морепродуктов, который поощряет развитие отрасли.
Почти все австралийские рыболовные хозяйства строго управляются как государственными, так и государственными учреждениями. Большая часть законодательства по управлению рыбным хозяйством в настоящее время основана на принципах экологического устойчивого развития и поэтому касается не только управления целевыми видами, но и более широких вопросов управления экосистемами, включая прилов, воздействие на редкие или исчезающие виды и сохранение репрезентативных видов. Рыбные ресурсы в австралийской рыболовной зоне (AFZ) управляются в соответствии с законодательством Содружества и штатов / территорий. Разграничение юрисдикции и ответственности между этими различными правительствами было согласовано в рамках Оффшорного конституционного урегулирования (OCS), которое было необходимо для уточнения сложных механизмов управления рыбным хозяйством после создания АФЗ в 1979 году. Это было ответом на декларация Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года.
В соответствии с OCS, штаты и территории имеют юрисдикцию над местным, прибрежным рыболовством. Содружество обладает юрисдикцией в отношении морских промыслов или промыслов, распространяющихся на воды, примыкающие к нескольким штатам или территориям. Каждое правительство имеет отдельное законодательство в области рыболовства и различные цели. Трансграничное рыболовство (зарубежное рыболовство) осуществляется рыболовными агентствами Содружества.
AFMA управляет всеми промыслами стран Содружества в рамках OCS. Важной целью AFMA является: «обеспечение того, чтобы эксплуатация рыбных ресурсов и осуществление любых связанных с ними видов деятельности осуществлялись в соответствии с принципами экологически устойчивого развития и применением принципа предосторожности, в частности необходимости влияния промысловой деятельности на нецелевые виды и долгосрочную устойчивость морской среды.
Государственные и территориальные рыбохозяйственные агентства преследуют аналогичные цели вместе с акцентом на социальные, экономические и общественные выгоды от использования рыбных ресурсов и на справедливом распределении рыбных ресурсов между конкурирующими пользователями.
Как на уровне штатов, так и на уровне Содружества в управлении активно участвуют различные отраслевые правительственные органы, которые создаются для консультирования по вопросам управления рыбным хозяйством. В эти органы также входят представители сообщества и охраны природы. Конкретные стратегии управления, используемые АФМА и штатами, основаны на общедоступных планах управления рыбным хозяйством, которые были разработаны через эти различные консультативные комитеты по управлению и консультативные комитеты.
Государственные и территориальные рыбохозяйственные агентства имеют схожие типы стратегий управления с упором на планы управления рыбным хозяйством. Эти планы на рыболовной основе определяют цели, описывают рыболовные льготы, установленные права на рыболовство, разрешения на рыболовство. иностранные лицензии на рыболовство, процедуры распределения и подробные правила, регулирующие деятельность рыболовов.
Основными методами управления, охватывающими рекреационный и коммерческий рыбный промысел, является контроль ограничения на орудия лова, ограниченные лицензии на въезд, закрытие районов и сезонного закрытия, выходной контроль, пределы и ограничения размера улова, прочее (эта информация должна представлять особый интерес для чиновников отрасли в нашей стране).
Исследования. На уровне Содружества и на уровне штатов приоритеты исследований определяются как часть планов управления, ориентированных на рыболовство, а также как более стратегические, долгосрочные приоритеты штатов или Содружества.
Исследования в области рыболовства и аквакультуры проводятся различными государственными исследовательскими агентствами и учреждениями Содружества. К ним относятся научно-исследовательские лаборатории рыбного хозяйства, которые входят в состав агентства по управлению рыбным хозяйством каждого штата или территории, Организации научных и промышленных исследований Содружества (CSIRO) и различных университетов в Австралии. Как правило, исследования проводятся агентствами, которые также несут законодательную ответственность за конкретный промысел, так что, например, это исследование проводится государством, контролируемым рыболовством и так далее.
Корпорация исследований и разработок в области рыболовства (FRDC), созданная в 1991 году, является основным финансовым агентством Австралии для исследований в области рыболовства и аквакультуры. FRDC стремится улучшить производство, переработку, хранение, транспортировку и маркетинг рыбы и рыбопродуктов, а также добиться устойчивого использования и управления рыбными ресурсами. Основой этой поддержки являются программы исследований и разработок Корпорации: устойчивость ресурсов; защита экосистемы; и развитие промышленности. Эффективность FRDC повышается благодаря политике полного управления качеством. Чтобы обеспечить финансирование только соответствующих и соответствующих исследовательских проектов, FRDC имеет сеть консультативных органов по исследованиям в области рыболовства, которые обеспечивают сотрудничество между менеджерами, отраслью и исследователями.
Правительство Австралии предоставляет 0,5 % прибыли рыболовства в FRDC для исследований и разработок. Важной особенностью этого механизма является вклад рыбаков в исследования, которые соответствуют государственному финансированию, до 0,25 % от общего объема рыбного промысла.
Правительства штатов также вносят непосредственный вклад в финансирование исследований, проводимых их собственными учреждениями, и во многих случаях это прямое государственное финансирование является наиболее значительной частью общего финансирования исследований. Для большинства крупных промыслов существует система «возмещения затрат», при которой рыбаки оплачивают через свои лицензионные сборы полную стоимость исследований (а также других услуг, таких как соблюдение, администрирование). В поддержку своего промысла. Приоритеты исследований, проводимых в рамках таких соглашений о возмещении затрат, устанавливаются совместными консультативными комитетами правительства и промышленности. Эти договоренности часто приводят к очень высоким лицензионным сборам, взимаемым для финансирования этих исследований и других услуг.
Университеты или центры совместных исследований (CRC) часто проводят более долгосрочные стратегические исследования. Правительство Австралии создало и финансировало Центр совместных исследований по экологически устойчивому развитию Большого Барьерного рифа (CRC Reef Research Center) в 1992 году для решения вопросов управления экосистемами Большого Барьерного рифа. Центр имеет программы для регионального состояния окружающей среды, туризма и рыболовства, инженерии, образования, использования и применения исследований, коммерциализации и связей с пользователями. CRC по аквакультуре базируется в Тасмании. Правительство выделило 26 млн. $ на исследования и сопутствующую деятельность в проектах по аквакультуре и марикультуре, ориентированных на коммерческие результаты.
Организация научных и промышленных исследований Содружества (CSIRO) и Австралийский институт морских наук (AIMS) также проводят ряд исследований, связанных с рыболовством.
Политические цели.Цели политики управления рыбным хозяйством в Австралии основываются на двух основных столпах: экологическом устойчивом развитии (ОУР) и возмещении затрат или «платит пользователь».
С конца 1990-х годов законодательные изменения, как на уровне Содружества, так и на уровне штатов установили принципы (ОУР) в качестве краеугольного камня политики управления и развития рыболовства в Австралии.
С момента создания АФЗ правительство Австралии ввело режимы управления, направленные на достижение самовосстанавливающихся запасов морских ресурсов, которые могут поддержать сильную, стабильную, полностью жизнеспособную и конкурентоспособную на международном уровне рыболовную отрасль. Кроме того, основа ОУР большинства законодательных актов в настоящее время требует сосредоточения внимания не только на устойчивом управлении целевыми видами, но и на более широком подходе к управлению экосистемами. Это включает в себя оценку и решение таких вопросов, как сокращение прилова, воздействие на редкие или исчезающие виды и так далее. Национальная политика прилова 1999 года обеспечивает основу для ограничения воздействия промысла на морские экосистемы.
Недавняя реализация изменений в природоохранном законодательстве Австралии теперь требует одобрения промыслов агентством Содружества по окружающей среде до выдачи разрешений на экспорт их продукции. Это привело к увеличению числа рыбных промыслов, в которых конкретно рассматривается и документируется, как их методы управления решают проблемы ОУР.
Акцент на вопросах ОУР в управлении рыболовством также привел к внесудебным инициативам. Например, промысел западного каменного омара в западной Австралии (крупнейший и самый ценный промысел в Австралии) прошел всеобъемлющий процесс сертификации устойчивости Морским попечительским советом.
Другая основа политики «возмещение затрат» или «пользователь платит» требует, чтобы пользователи ресурса (обычно рыбаки) оплачивали полную стоимость поддержки управления своих промыслов. Эти затраты отражаются в лицензии или доступе, сборы, взимаемые с этих сборов, иногда являются существенными.
Эта политика уже применяется для большинства крупных промыслов и для некоторых мелких промыслов, управляемых как Содружеством, так и местными государственными органами. Результатом этой политики является то, что поддержка государственных услуг, таких как исследования и соблюдение требований, хорошо ориентирована на потребности рыболовства, предоставляется эффективно и уместно. Совместные правительственные и отраслевые консультативные комитеты играют важную роль в определении уровня услуг каждый год.
Австралия также является первой страной, разработавшей всеобъемлющий национальный план по защите океанов и управлению ими. Океаническая политика Австралии и специальные документы по отраслевым мерам касаются комплексного управления морскими экосистемами Австралии и используются в качестве основы для планирования управления рыбным хозяйством и минимизации потенциальных конфликтов между секторами из-за распределения ресурсов.
Национальная стратегия по аквакультуре 1994 года и Кодекс поведения для аквакультуры Австралии 1999 года формируют основу для будущего роста индустрии аквакультуры в Австралии.
Заключение.
На данный момент рыбное хозяйство Австралии находится в состоянии незначительного развития, учитывая её колоссальные природные возможности (36 735 км береговой морской линии, изрезанной массой удобных бухт для марикультуры, обширную морскую экономическую зону, разнообразный климат от тропического на севере до умеренно континентального на юге, высокую инсоляцию по всей территории страны, необъятные просторы для выращивания разнообразных компонентов комбикормов и прочее, что является неотъемлемой частью для развития рыбного хозяйства).
Отрасль её рыбного хозяйства, имея значительные природные ресурсы (которых нет ни в одной стране мира, как по количеству, так и по качеству) не использует их в полной мере преимущество своего национального богатства – возможность всестороннего значительного наращивание добычи водных биоресурсов, расширения собственного производства рыбопродукции, создания устойчивых государственных рыбных запасов.
Австралия не использует в полной мере свой статус морской рыбопромысловой державы, ограничиваясь лишь обеспечением продовольственной безопасности и продовольственной независимости страны в секторе рыбопродукции.
Хотя, ради справедливости, необходимо отметить очень правильные и необходимые шаги правительства Австралии по сохранности прибрежных запасов биоресурсов через ряд законодательных мер, ограничивающих вылов рыбы в прибрежных водах.
В то же время, структурное переустройство рыбного хозяйства Австралии, которое сейчас мы наблюдаем поможет
- Инициировать создание необходимых законодательных, производственных и административных условий для гарантированного возрастания потребления рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов населением Австралии, а также производства другого рыбного сырья для потребностей собственной промышленности (учитывая возможности страны, потребление рыбопродуктов и морепродуктов необходимо довести как минимум до отметок развитых стран мира ≥ 30 кг/год на человека).
- Стимулировать развитие других отраслей национальной экономики, связанных с рыбным хозяйством – судостроение, машиностроение, химическую и лёгкую промышленность, автомобильный и железнодорожный транспорт, агропромысловый комплекс, фармацевтическую промышленность и другие.
- Создать дополнительные рабочие места, а также повысить жизненный уровень работников отрасли рыбного хозяйства Австралии.
- Увеличить нагрузку производственных береговых рыбоперерабатывающих предприятий и предприятий, которые занимаются производством пищевой, лечебной, кормовой и другой технической продукции, особое внимание при этом уделив выращиванию морских водорослей.
- Снизить себестоимость рыбопродуктов и морепродуктов собственного производства в секторе среднего, а особенно низкого ценового ассортимента, которые смогут стать доступными для малообеспеченных слоёв населения не только Австралии, но и в других странах.
- Обеспечить не только производство высококачественной рыбной продукции, но и внедрить новые прогрессивные технологии в сфере продажи охлаждённой рыбопродукции с использованием жидкого льда, создав при этом развитую логистическую инфраструктуру по всей территории Австралии.
- Создать благоприятную инвестиционную среду для всех рыбохозяйственных, рыбопромысловых и рыбоперерабатывающих предприятий с целью привлечения дополнительного капитала для комфортного развития рыбного бизнеса.
- Поддерживать на высоком уровне экологическое состояние континентальных водоёмов и прибрежных вод Австралии (заливы, лиманы, бухты, моря), содействовать восстановлению их рыбохозяйственного и рыбопромыслового потенциала путём полномасштабных поликультурных зарыблений промысловыми, ценными и редкими видами биоресурсов, которые требуют особой охраны, а также создавать благоприятные условия для их полного самостоятельного восстановления (если такое необходимо).
Странно, что я так, по-министерски сделал заключение. Просто хочется порадоваться за близкую нам по духу страну, за её народ, который свободен от разъедающей чиновничьей коррупции, который всё равно, рано или поздно станет рыбной державой № 1 в Мире!!!
Украинские «чинуши-рыбнички» – учитесь!!!