Перспективы строительства рыбопромыслового флота Украины до 2050 г.

Опубліковано at 08.03.2019
925 0

 

Перспективы строительства рыбопромыслового флота Украины до 2050 г.

 

Обновление, вернее воссоздание рыбопромыслового флота Украины до 2050 г. может рассматриваться исключительно при  условии разработки в ближайшее время Закона Украины «Про розвиток рибопромислового флоту України до 2050 р.».

Этот закон должен быть разработан в фарватере уже принятого Закона Украины «Морська доктрина України на період до 2035 р.» и закона, без которого не могут в дальнейшем разрабатываться другие законы отрасли рыбного хозяйства Украины – «Доктрина розвитку рибного господарства України на період до 2050 р.».

Цель будущего Закона Украины «Про розвиток рибопромислового флоту України до 2050 р.» – определение основных направлений формирования государственной политики в области инновационного «обновления» , вернее строительства нового рыбопромыслового флота с учетом стратегических задач отрасли рыбного хозяйства Украины в части обеспечения необходимого объема добычи водных биоресурсов, баланса промысловых мощностей флота и общих допустимых уловов (ОДУ).

При разработке закона, по идее, должен быть проведен анализ современного состояния рыбопромыслового флота Украины и использования его производственного потенциала. Но, его состояние и так достаточно хорошо всем известно.

Из 240 единиц рыбопромыслового флота Украины осталось несколько рыболовных судов в аренде, продукция которых даже не попадает на украинские прилавки.

Анализ использования производственного потенциала добывающего флота других государств показывает, что крупнотоннажный флот, не ограниченный в своей промысловой работе размерами квот, как правило, работает на уровне показателей 80-х годов, которые в настоящее время приняты как оптимальные.

Наиболее эффективно работают добывающие суда, в крупных рыбопромышленных компаниях, имеющих около 10 и более судов.

В целом же промысловый потенциал добывающего флота используется в среднем не более чем на 70%.

Причины указанного следует искать в дисбалансе промысловых мощностей флота и ОДУ. Размер квот изначально не был связан с промысловыми мощностями судов, в результате чего у одних пользователей квоты превышают промысловые возможности их флота, у других – обеспечивают производственную загрузку судов на 30-50% их промыслового потенциала. Распределение квот по «историческому» принципу создает у одних компаний избыток мощностей флота, у других – избыток сырьевых ресурсов. При таком положении долговременное закрепление квот, при известных его плюсах, осложняет процесс обеспечения баланса промысловых мощностей флота и ОДУ, как в рамках отдельных компаний, так и в целом по флоту.

Существуют две основные причины, препятствующие процессу обновления и развития рыбопромыслового флота: финансовая и сырьевая.

  1. Финансовая проблема.

Степень освоение тех или иных видов водных биоресурсов (ВБР) и возможность создание новых судов для их добычи напрямую зависит от рентабельности промысла.

В настоящее время значительные запасы ВБР в исключительных экономических зонах иностранных государств (ИЭЗ) и в удаленных районах Мирового океана нашим флотом не осваиваются.

К сожалению, в данное время основная масса ВБР, являются низко рентабельными. В тоже время получение заемных средств или использование лизинговых схем для строительства судов для промысла этих видов ВБР экономически целесообразно при условии относительно низкой процентной ставки ( ≤ 5 %  годовых) и на срок не менее 12 лет.

Для промысла некоторых видов ВБР и такие условия являются неприемлемыми и требуют дополнительной государственной поддержки, в частности в виде компенсации части эксплуатационных затрат (например, на ГСМ).

До настоящего времени государственная поддержка отрасли рыбного хозяйства Украины состояла исключительно в поддержке «Рыбного патруля» и государственных заводов по воспроизводству молоди промысловых и осетровых видов рыб. До флота государство не доходило. А ведь именно флот имеет наибольшие перспективы для развития и обеспечения продовольственной безопасности и независимости Украины в секторе рыбопродукции.

  1. Сырьевая проблема.

Восстановление  рыбопромыслового флота Украины для вылова наиболее рентабельных видов ВБР с финансовой стороны принципиально возможно даже при предлагаемых сегодня кредитных условиях (относительно короткие кредиты и высокий процент годовых). Но обязательным условием выполнения кредитных обязательств является полная производственная загрузка судна, т.е. обеспечение его сырьевыми ресурсами на весь период возврата кредита.

С учетом того, что как было сказано выше, выделяемые судовладельцу объемы добычи (квоты) на наиболее рентабельные виды ВБР, как правило, меньше, а часто существенно меньше, чем промысловые возможности его судов, заказать новое судно при этих условиях практически невозможно.

В принципе, обеспечить новое судно квотами можно было бы за счет списания нескольких старых судов (Азово-Черноморский бассейн). Но многие судовладельцы не имеют по несколько судов.

Для строительства нового океанического флота, работающего на квотируемых, достаточно рентабельных объектах промысла, необходимо обеспечить максимальную производственную загрузку каждого будущего эксплуатируемого судна.

При полной производственной загрузке судов повысится экономическая эффективность и сократится ННН промысел, корни которого кроются в  излишних промысловых мощностях.

Задача обеспечения баланса является определяющей для оптимизации состава судов нового поколения и минимизации финансовых затрат на создание их необходимого количества.

В практическом плане при разработке баланса необходимо решить две взаимосвязанные задачи:

– ограничить число промысловых судов на тех видах ВБР, где предполагается избыток мощностей флота;

– ограничивать пополнение и эксплуатацию флота.

Задача ограничения числа эксплуатирующихся судов прямо или косвенно решается за счет одним из перечисленных ниже методов (или их некоторой совокупностью):

– выплата компенсации судовладельцам за вывод их судов из эксплуатации;

– декларирование улова и рыбопродукции в украинских портах;

– установление и постепенное повышение уровня минимальных объемов обеспечения квотами конкретных типов судов;

– изменение принятой системы распределения ВБР между пользователями с учетом промысловых мощностей их судов и показателя экономической эффективности промысловой работы каждого судна, наделение квотами отдельных судов, а не судовладельцев и т.д.

Каждый из указанных вариантов имеет свои достоинства и недостатки. Выбор оптимального варианта должен быть произведен на последующей стадии разработки Закона Украины «Про розвиток рибопромислового флоту України до 2050 р.».

 Задача ограничения пополнения флота может быть решена за счет государственного регулирования приобретения (или строительства) рыбопромысловых судов.

Для осуществления государственного регулирования необходимо принятие соответствующего нормативного акта – «Положения о государственном регулировании типового и количественного состава рыбопромыслового флота», который установит единый порядок  организации работ по государственному регулированию на основе результатов государственной экспертизы проектной и финансовой документации на строящиеся суда.

Государственная экспертиза каждого проекта должна определить на соответствие судна:

  • Стратегии развития отрасли рыбного хозяйства Украины и ее флота, изложенной в будущем Законе Украины «Про розвиток рибопромислового флоту України до 2050 р.».
  • Требованиям технико-эксплуатационных характеристик, условиям эксплуатации, мировому уровню промыслового судостроения.
  • Требованиям показателей экономической эффективности промысловой деятельности судна, а также финансовым условиям его создания.

Положительные результаты экспертизы должны являться основанием для принятия решения об оказании возможных видов государственной поддержки созданию судна, выделения ему необходимого для полной годовой производственной загрузки объема сырьевых ресурсов (квот), включения в реестр судов рыбопромыслового флота.

ЗУ «Про розвиток рибопромислового флоту України до 2050 р.», основанный на ЗУ «Морська доктрина України на період до 2035 р.» и ЗУ «Доктрина розвитку рибного господарства України на період до 2050 р.», должен определить приоритетные типы судов, для оказания  государственной поддержки.

Поддержка должна оказываться по всем возможным направлениям (строить на условиях лизинга с использованием бюджетных средств, компенсировать часть процентной ставки по кредитам на постройку судна, вносить судно в реестр судов рыбопромыслового флота и т.д.).

Предлагаемые «типовые» суда не следует рассматривать как конкретные проекты. Они необходимы как основа для выбора приоритетов, объединения вокруг них интересов отдельных судовладельцев и разработки на их основе конкретных проектов.

По своим технико-эксплуатационным характеристикам эти проекты могут в определенной мере отличаться от «типового» судна в силу необходимости учета специфических для конкретных судовладельцев условий эксплуатации.

Без предлагаемых мер процесс нерегулируемого пополнения флота судами, не приоритетными в настоящий момент для отрасли и судами с низкими технико-эксплуатационными характеристиками и экономическими показателями, будет продолжаться, усугубляя дисбаланс мощностей флота и ОДУ, а государственная помощь будет использоваться впустую.

Основные принципы обновления рыбопромыслового флота:

– промысловые мощности действующих судов должны использоваться в максимально возможной мере, что создаст условия достижение их баланса с величиной ОДУ на каждом виде ВБР и существенно снизит потребность в новых судах;

– вновь вводимые в эксплуатацию суда должны создаваться, в первую очередь для промысла тех видов ВБР, которые не используются;

– приоритет в создании отдельных типов судов и, соответственно, в оказании государственной поддержки их созданию, должен отдаваться тем проектам, которые в большей мере способствуют решению стратегических для задач отрасли рыбного хозяйства Украины, соответствуют передовому опыту промыслового судостроения и обеспечивают необходимый уровень экономической эффективности промысловой работы;

– определение приоритетных для отрасли проектов новых судов должно осуществляться на конкурсной основе с проведением государственной экспертизы проектной и финансовой документации.

На первом этапе (до 2025 г.) основные направления работ:

– разработка ЗУ «Про розвиток рибопромислового флоту України до 2050 р.»,;

– разработка исходных технических требований на приоритетные типы судов рыбопромыслового флота нового поколения;

– проведение работ по объединению интересов отдельных судовладельцев для возможности разработки базовых проектов и строительства крупных серий судов;

– разработка проектно-конструкторской документации или закупка ее у иностранных проектантов на приоритетные типы судов, в первую очередь, на суда, начало строительства которых предполагается на первом этапе.

– организация строительства головных серий судов нового поколения;

– совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей процесс государственного регулирования типового и количественного состава рыбопромыслового флота, в том числе ведения учета и проведение анализа состава, состояния и использования производственного потенциала судов рыбопромыслового флота, проведения государственной экспертизы предлагаемых к реализации проектов судов нового поколения;

– разработка мер и создание нормативно-правовой базы для стимулирования списания старых низкоэффективных судов;

– разработка мер обеспечения добывающих судов нового поколения сырьевыми запасами ВБР (квотами) в объеме планируемого годового вылова на весь период возврата заемных средств на строительство судна;

– создание приемлемых для судовладельцев финансовых условий получения заемных средств на строительство судов, получения на приемлемых условиях судов в лизинг;

– разработка и принятие мер по государственной поддержке судовладельцев, ведущих промысел низко рентабельных перспективных видов ВБР в удаленных районах Мирового океана, в том числе, путем компенсации части эксплуатационных затрат (топливо) и т.д.

Восстановление былой мощи рыбопромыслового флота Украины в практическом плане означает:

– обеспечение продовольственной безопасности и независимости Украины в секторе рыбопродукции;

– сохранение запасов водных биоресурсов континентальных водоёмов страны для последующих поколений;

– получение максимальной прибыли от рыбопромысловой деятельности с целью пополнения бюджета всех уровней, а также накопления средств для последующего обновления рыбопромыслового флота;

– создания действенного механизма государственного влияния на процессы развития, обновления и модернизации рыбопромыслового флота, эффективности использования его производственного потенциала, как определяющего фактора эффективного функционирования отрасли рыбного хозяйства Украины;

– обеспечение научно и экономически обоснованной единой технической политики в области создания и модернизации судов рыбопромыслового флота, оптимальных сроков их эксплуатации.

ЗУ «Про розвиток рибопромислового флоту України до 2050 р.», должен основываться на том, что основным заказчиком судов будут являться не государство, а частные рыбопромышленные компании. В этой связи положения закона, при безусловном приоритете интересов государства, должны максимально соблюдаться интересы частных владельцев судов рыбопромыслового флота.

 

 

Мегалодон

Ветеран галузі рибного господарства

Схожий пост

Обгрунтування необхідності прийняття Закону України “Про відновлення рибопромислового флоту України до 2050 р.”

Створено - 10.04.2020 0
  Обгрунтування необхідності прийняття Закону України «Про відновлення рибопромислового флоту України до 2050 р.» Фахівці рибного господарства та нинішня влада…